Интерьер собора. Фото 1914 года

 

Внутренность собора призвана напоминать храмы Византии.


Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
По инициативе первого протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского велось строительство сотен войсковых храмов. Именно он инициировал строительство Морского собора в Кронштадте.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.
В апреле 1901 года был принят проект архитектора В.А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года.
1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.
(21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии Императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года.
Собор на Якорной площади решено было расположить так, чтобы перед ним оставалось место для проведения парадов войск. За собором был разбит сад, который сливался с садом в Доковом овраге. Собор должен был быть величественным и вмещать до пяти тысяч человек. Купол его, подобно колокольне первой Богоявленской церкви, должен был служить ориентиром для мореплавателей. Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н. И. Казнаков выдвинул и последовательно отстаивал идею храма-памятника: "...Будущий Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота". 27 октября 1901 года в присутствии главного командира порта адмирала С. О. Макарова и множества горожан на месте постройки собора святым праведным Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен.
8 мая 1903 года в присутствии Императора Николая II и Царской семьи состоялась торжественная закладка храма, строительство которого велось под личным наблюдением автора проекта профессора В. А. Косякова.
Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в Высочайшем присутствии.
Морской Николаевский собор изначально задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран. На памятных досках высечены имена 12 тыс. погибших моряков, за которые в соборе ежедневно возносилась молитва. Внутри храма были расположены черные и белые мраморные доски. Черны — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.
Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.
1 июня 1929 года президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования под культурно-просветительские цели. Приходской совет обратился во ВЦИК с просьбой оставить храм верующим. Президиум ВЦИК отклонил ходатайство верующих и разрешил использование собора «под культурные цели». Последнее собрание членов Приходского совета состоялось 27 сентября 1929 года.
14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. Был составлен акт приема-передачи здания и церковного имущества от Приходского совета. Имущество собора по оценочной описи в основном перешло в ведение Государственного фонда.
14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С Храма торжественно сбросили колокола и кресты.
После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов. В революционные годы и в годы Великой Отечественной войны в куполе храма размещался наблюдательный пункт.
После реконструкции 1954 года Центральный зал был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала.
На месте иконостаса — была устроена театральная сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение. Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой.
В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
В 2000 году по благословению Патриарха Алексия Второго началась реставрация и возрождение Кронштадтского собора. Предстояло смонтировать наружные и внутренние инженерные сети, благоустроить территорию вокруг собора и закончить роспись внутри.
В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. Продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. 19 ноября стало известно о принятии закона, по которому имущество религиозного назначения в России передаётся церквям.
19 декабря 2005 года состоялась первая за 75 лет литургия. 20 ноября 2010 года в храме служил патриарх Кирилл, причём это богослужение транслировалось петербургским телевидением.
19 апреля 2012 года в Кронштадте после 12 лет реставрационных работ Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил малый чин освящения Кронштадтского Морского собора.
На церемонии освящения присутствовали:
-  президент Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой;
-  губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко;
-  министр обороны РФ;
-  министр транспорта РФ;
-  Главнокомандующий ВМФ адмирал В.Высоцкий;
-  официальные лица г.Москвы и г.Санкт-Петербурга;
-  военнослужащие военно-морской базы, ветераны военной службы.
19 апреля Святейший Патриарх Кирилл преподнёс Кронштадтскому Морскому собору образ Тысячелетие Крещения Руси, вручил ордена и грамоты РПЦ. Высокую награду – орден Славы и Чести 1-й степени получила супруга президента РФ С.Медведева – она курировала проект восстановления храма и епископ Гатчинский Амвросий.
Светлана Медведева родилась в Кронштадте в семье военного моряка, приложила много сил, чтобы были созданы Попечительский совет и Международный благотворительный Фонд для восстановления храма. Президент РФ В.Путин «За большой вклад в реализацию мероприятий по восстановлению Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца» наградил Светлану Медведеву Почётной грамотой Президента РФ. 

Патриарх Варфоломей, С. Медведева и Патриарх Кирилл в соборе
Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы.
Великое освящение собора состоялось 28 мая 2013 года, когда храм отмечал своё 100-летие.
Адмиралы и генералы «Клуба адмиралов» своими добровольными пожертвованиями внесли свой вклад в дело восстановления и реставрации Кронштадтского Морского собора.


Обращение «Клуба адмиралов»:
Региональная общественная организация
адмиралов и генералов ВМФ 
“КЛУБ АДМИРАЛОВ”

20 мая 2010г.

Уважаемые товарищи!
В 2013 году исполняется 100 лет со дня завершения строительства и освящения Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца.
Строительство собора осуществлялось и за счёт пожертвований военных моряков и благотворителей.
Кронштадтский Морской собор стал одним из красивейших и величественнейших памятников архитектуры мирового значения. Аналогичных соборов в мире всего три: Храм Святой Софии в Константинополе, Храм Христа-Спасителя в Москве и Кронштадтский Морской собор.
Морской собор собрал воедино все имена павших моряков. По его стенам были расположены памятные доски с именами всех отдавших свои жизни в морских сражениях, а также при исполнении служебного долга, без различия национальностей и вероисповедания.
В настоящее время принято решение и начаты работы по реставрации собора с окончанием восстановления к его 100-летию.
16 мая 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и под патронатом супруги Президента России Светланы Медведевой был учреждён Международный благотворительный фонд «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца».
Региональная общественная организация «Клуб адмиралов» считает необходимым включиться в работу по сбору средств на восстановление нашей флотской святыниКронштадткого Морского собора и приглашает всех физических и юридических лиц к участию в этом благородном и духовно-патриотическом деле.
Каждый жертвователь при его согласии будет поимённо отмечен в Книге благотворителей, а также на сайте «Клуба адмиралов».
Правлением «Клуба адмиралов» принято решение о награждении пожертвователей (как физических, так и юридических лиц) за благотворительную деятельность в зависимости от внесённой суммы:
- от 10000 руб. - дипломом «Клуба адмиралов»,
- от 50000 руб. - Почётным нагрудным знаком «Клуба адмиралов» - «За особые  заслуги перед Военно-Морским флотом»,
- от 100000 руб. - Почётным настольным знаком «Клуба адмиралов» - «За поддержку Военно-Морского флота» и грамотой.
Благотворительный взнос можно осуществить непосредственно в бухгалтерию Клуба или на расчетный счет Клуба. Реквизиты прилагаются.
Убеждены, что с Вашим участием и с Вашей помощью Кронштадтский Морской собор с его славной историей и традициями вновь станет главным храмом – памятником, духовным центром России и Флота.
Председатель «Клуба адмиралов»
адмирал флота        Куроедов В.И.
27 ноября 2010 годапоступившие в РОО «Клуб адмиралов» добровольные пожертвования на восстановление и реставрацию Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца от физических лиц в сумме 153500 рублей перечислены на расчетный счет 40703810855070000066 некоммерческой организации Международного благотворительного фонда.
За внесённые пожертвования на реставрацию и восстановление Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца  награждены:
- физические лица - Дипломом «Клуба адмиралов»: адмирал Васильев И.Ф., Затулин К.Ф.(член Попечительского совета), капитан 1 ранга Коркошко Л.И., адмирал флота Куроедов В.И., контр-адмирал Матюшин Н.Ф., генерал-полковник Скуратов И.С., адмирал Хмельнов И.Н.
- юридические лица:
а)         - Почётным настольным знаком «Клуба адмиралов» - «За поддержку Военно-Морского флота» и грамотой - ФГУП «Адмиралтейские верфи» (генеральный директор (1982-2012гг) Александров В.Л.);
б)         - Почётным нагрудным знаком «Клуба адмиралов» - «За особые заслуги перед Военно-Морским флотом» - Акционерное общество Концерн «Моринформсистема - Агат» (генеральный директор, генеральный конструктор Анцев Георгий  Владимирович), перечислившие денежные средства(100000 и 50000 тыс. рублей соответственно) по просьбе «Клуба адмиралов» целевым назначением на расчётный счёт Международного благотворительного фонда «Кронштадтский Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца».


Интерьер. Современный вид

Иконостас. Современный вид

Кронштадтский Морской собор после реставрации

За образец архитектор В.А.Косяков (проект утверждён 21мая (3 июня) 1901 года Императором Николаем II)  взял святыню Православияконстантинопольский храм святой Софии.


Собор Святой Софии - Музей Айя-Софья в Стамбуле

Страна

Турция

Город

Стамбул

Конфессия

Православие с 1453г. по 1922г. - ислам

Тип здания

собор, 1453 – 1922 гг.—мечеть, с 1935г. — музей

Дата основания

324 год н.э.

Строительство (современный вид собора-музея, без 4-х мечетей)

532537 годы н.э.

 

 

 

 

 

 

Собор Святой Софии Музей Айя-Софья в Стамбуле (современный вид)
Возведение храма Святой Софии, начатое 532 г. по приказу императора Юстиниана I в Константинополе, обеспечивали 10 тыс. человек в течение 5 лет. Снаружи храм выглядел обычно, но внутри поражал размерами. Гигантское мозаичное свод диаметром 31 метр будто висел в воздухе без всякой опоры. Четыре столпа, державшие свод, были скрыты. Крест на своде символизировал божью опеку и защиту империи. Когда 537 г. освящался храм, император Юстиниан I, зачарованный его величественной красотой, воскликнул: "Хвала Господу, который вдохновил меня осуществить такое дело! Соломон, я тебя превзошел!
Собор Святой Софии — Премудрости Божией - Святая София Константинопольская, Айия-Софья — бывший  патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).
Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение единой Церкви на Православную и Католическую. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель Папы римского вручил отлучительную грамоту.

События 1054 года:

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четыре  восточных патриархата Церкви во главе с Курулларием) сложились по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера. Поводом для вручения отлучительной грамоты явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Куруллария.
В 1054 году Папа римский Лев IX направил Курулларию послание, в котором он обосновал  папские притязания на полноту власти в Церкви. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Папа римский Лев IX послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.
16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель Папы римского вручил отлучительную грамоту и объявил о низложении Куруллария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме прибывших от папы Римского легатов.

Причины раскола:

Исторические предпосылки раскола восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой греко-католической) и восточной (православной) ветвями христианства.
Существующие сегодня ветви христианства:
-  католицизм, 
-  православие,
-  протестантизм.
Византия,Византийская империя,Восточная Римская империя (3951453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части.
Прим.: в конце третьего века н.э., в 395г., император Римской империи Диоклетиан разделил империю на две половины — Западную Римскую империю, и Восточную Римскую империю - Византию.
Западная Римская империя рухнула в 476 году н.э., в то время, как восточная половина империи существовала еще тысячу лет в виде Византийской империи.
Падение Западной Римской империи в 476 году н.э. и последующее через 1000 лет падение Восточной Римской империи в 1453 году – финальный крах величайшей в мире сверхдержавы - Римской империи, простиравшейся когда-то от Атлантики до реки Евфрат. Историки видят в крахе и падении Рима сотни различных факторов, начиная от военных неудач, экономических и административных факторов, упадка системы налогообложения, из-за стихийных бедствий, изменения климата и т.д.



Менее чем через восемьдесят лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической и культурной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории.
Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия КонстантинополяВизантий(греч.), куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя римлянами и именовали свою страну «Римской империей», «Империей римлян».
Константинополь  стал одним из крупнейших городов средневекового мира, бессменной столицей и центром Византийской империи. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу— Царьградом.
Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина I христианство было объявлено одной из официальных религий.
Со второй половины IX века заметное значение для Византии начали приобретать взаимоотношения с зарождающимся на севере от империи государством русов. Впервые русы отметились походом на Константинополь в 860 году. После успешного «набега» руссов в Царь-град произошло, так называемое, Первое Крещение Руси, место и обстоятельства которого достоверно не установлены. Император Византии (860-862 г.г.) направил дипломата и богослова Константина «Философа» и его брата - монаха Мефодия в 862 году с христианской просветительской и миссионерской целями ко двору хазарского кагана, т.к. Хазарский каганат служил в то время важным буфером между Византией и варягами-русами. В 907году году русский князь Олег совершил успешный поход на Константинополь и заключил первый русско-византийский торговый договор. В 941 году князь Игорь был разгромлен под стенами Константинополя, однако после этого мирные отношения возобновились. Новый правитель Руси, княгиня Ольга, нанесла визит в столицу Византии и крестилась там.
В 988 году при  князе Владимире Византии удалось. Между Византией и Древнерусским государством был заключён военный союз, который действовал до1040-х годов. На Русь вместе с латинизированным христианством стала проникать и распространяться византийская культура.
Крестовые походы — серия религиозных военных походов в XI—XV вв. из Западной Европы против мусульман и не только. В узком смысле — походы 1096—1291 гг. в Палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков. В более широком смысл — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики.
В 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь. При этом погибло огромное количество памятников искусства, город был разграблен. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.
В 1232г. папа римский Григорий IX  призвал немецких крестоносцев, шведских и датских рыцарей к крестовому походу для захвата Финляндии и русских земель. 5 апреля 1242г. на льду Чудского озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю как «Ледовое побоище». Немецкие крестоносцы, датские и шведские рыцари были разбиты русским войском под руководством Александра Невского, что фактически означало провал попыток крестоносцев захватить богатые земли Новгорода и Пскова. Впоследствии в Русском государстве появилась идея о «Третьем Риме» и в 1589 году был образован независимый Московский патриархат.
Во время крестовых походов Византия распалась на ряд государств—Латинскую империю(т.н. Византию) со столицей Константинополем и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру. Простое население не принял католицизм, а попытки примирения лишь усугубили внутренние раздоры.
К началу XV века Византия представляла собой крохотное государство на задворках Европы. А на востоке появился новый могучий враг — турки-османы. К власти над турками пришел новый и энергичный правитель — Мехмед II. Вступая на трон (1451), он твёрдо высказался за овладение столицей Византии - Константинополем.
5 апреля 1453 года турки начали осаду Константинополя.



Городские стены Константинополя


Против турецкой армии, состоявшей из примерно 180 тыс. человек, император Константин XI Палеолог смог выставить едва лишь 7000 солдат.
В ночь с 28 мая на 29 мая 1453 года началась последняя атака. Дважды османы были отбиты; тогда Мехмед бросил на штурм янычар.
30 мая 1453 года, в восемь часов утра, Мехмед II торжественно вступил в столицу Византии – Константинополь. Завоевав Константинополь, султан Мехмед II вступил в собор Святой Софии и провозгласил его мечетью  Айя-Софья.
В ночь с 28 на 29 мая 1453 года во время ночной атаки османов в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которой на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс:


«Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…»

По описанию историка Дуки, 29 мая 1453 года при захвате города турки разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а так же одежды святой трапезы. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли». Находившиеся в храме молящиеся были убиты и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Колокола, алтарь, иконостас и остальные свящённые реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, были тщательно замазаны.
До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года. В этом виде храм просуществовал до 1931 года, а в1935 году был преобразован в музей.
В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.
В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем; с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов
сотрудниками музея.




планировка внутренних помещений совпадает с
планировкой внутренних помещений Кронштадтского Морского собора


 

Кампания за освобождение храма:

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии». На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США, прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери. Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».
Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:
«мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению».
Падение Константинополя в 1453 году захват столицы Византийской империи Константинополя турками-османами означало уничтожение Восточной Римской империи. Победа обеспечила туркам господство в бассейне Восточного Средиземноморья. Город оставался столицей Османской империи вплоть до её распада в 1922 году.
В 1439 году константинопольский патриарх заключил с Римом Флорентийскую унию, признавая главенство Папы Римского и сохраняя от православия только формальные обряды. Константин XI – последний император Византии пытался привлечь на свою сторону всех христиан, включая католиков, и всячески защищал Флорентийскую унию, считая её необходимой для спасения Византийской империи перед лицом турецкой угрозы, но он не смог преодолеть оппозиционных настроений внутри страны, особенно среди среднего и младшего клира. Дело дошло до того, что один из самых высокопоставленных военачальников, командующий византийским флотом открыто заявлял, что, по его мнению, «лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Таким образом, уния не привела к оказанию Византии сколь-нибудь значительной помощи со стороны католиков, но зато ослабила ее политическое единство, вызвав в стране глубокий раскол на сторонников и противников унии.
Византийская империя существовала уже более 1000 лет, а её столица, Константинополь, была захвачена лишь один раз, во время четвёртого Крестового похода 1204 года. Византийцы сумели освободить свою столицу в 1261 году. Империя держалась благодаря существованию её столицы и символа — Константинополя. Византия имела огромный авторитет как родина и опора православия - восточной ветви христианской религии. При этом страной Византию середины ХV века можно было считать лишь условно: на момент падения города власть императора ограничивалась лишь крепостными стенами Константинополя, а его население не превышало 50 тыс. человек (в период процветания – около 1 млн.чел.).
В середине XV века Византийская империя была со всех сторон окружена землями своего главного противника—мусульманского государства турок-османов, которые видели в Константинополе главное препятствие распространению своей власти в регионе. Константинополь теперь находился практически в середине османской державы, между европейским и азиатскими ее владениями. Ввиду этого завоевание Константинополя для турок было практически государственной необходимостью, чтобы не допустить его использования в качестве христианского плацдарма в ходе очередного крестового похода против мусульман.
Константинопольский патриарх, заключив в 1439 году с Римом Флорентийскую унию, признавал главенство Папы Римского, но сохранил для  православия только формальные обряды. С точки зрения русского духовенства, уния была предательством по отношению к православной церкви, отходом от истинной веры. Империя поплатилась за это нашествием мусульман. Это был сложный период для Византии: турки-османы стояли на пороге, угрожая ее независимости. Константинополь надеялся на поддержку западных королей в войне с турками-османами, но помощи так и не дождался.
В 1453 году столица Византии - Константинополь пала, патриарх и император были убиты. Это был конец Восточной Римской империи финальный крах величайшей в мире сверхдержавы - Римской империи, простиравшейся когда-то от Атлантики до реки Евфрат. В крахе и падении Рима историки видят сотни различных причин, начиная от военных неудач, экономических и административных факторов, упадка системы налогообложения, из-за стихийных бедствий, изменения климата и т.д.
С падением Византии в 1453 году на востоке в молодом Московском княжестве стала распространяться теория «Москва — Третий Рим». Её правители считали себя как духовными, так и политическими преемниками павшей Византии. Москва после падения Византии заняла подобающее ей место в международных отношениях, она – спасительница христианства и человечества, потому что «четвертого Рима не будет». В этом ее историческая роль, ее миссия.
После того как Русская церковь унаследовала права византийского патриархата, она стала независимой. Митрополиту не нужно было кланяться Константинополю, он назначался из местного духовенства, а не из греков, как ранее. Русский владыка смог венчать князя на царство и требовать его защиты.
Положение Русской православной церкви: до падения Восточной Римской империи в 1453 году верховного владыку Русской поместной церкви и царей мог помазать только патриарх - наместник Бога на земле – и только в Константинополе. В этом смысле до 1453 года русские были зависимы от Константинополя. Великийкнязь Московского княжества, претендующий на царское звание, ждал разрешения Константинопольского патриарха.
Иван III Васильевич - великий князь Московский,  «государь  и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Пермский, Югорский и Болгарский и иных», сын московского великого князя Василия II Тёмного
-  родился 22 января 1440 г.,
-  умер 27 октября 1505 г. (65 лет),
вступил на престол -1462г.
Принадлежит к числу тех немногих государей, чьё правление составляет благотворную и блистательную эпоху в судьбе подвластных им народов. Со времени Ивана III история наша приняла совсем другой характер. Затихли гибельные междуусобные распри; единодержавие заступило место удельной системы, бывшей причиною стольких бедствий. Величие и правительственная власть начали быстро развиваться.
Внезапная кончина первой жены Ивана III в апреле 1467 года заставила его задуматься о новой женитьбе. Овдовевший великий князь остановил свой выбор на жившей в Риме и слывшей католичкой греческой принцессе Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора. Все члены царствующей семьи погибшей Византийской империи бежали из Константинополя в Рим. Здесь в 1455 году в семье Палеолог – брата убитого турками-османами императора Константина XI - родилась Зоя, наречённой по дипломатическим соображениям после крещения Софией. Кардинал Виссарион Никейский – наставник Софии увидел шанс продвинуть идею униатства на русские земли. С его подачи в 1469 году папа римский Павел II направил Ивану III письмо, в котором предложил в качестве невесты  Софью Палеолог.
В письме о ней говорилось как о «православной христианке», без упоминания о переходе в католицизм.
София Палеолог, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Римские провожатые Софии поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Сопровождал Софью в поездке кардинал Виссарион Никейский.
Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе. В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III - византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.
Софья стала полноправной великой княгиней Московской. В Москве её ожидали не только почести, оказываемые великой княгине, но также враждебность местного духовенства и наследника престола Ивана – сыны Ивана Третьего от первого брака. На каждом шагу ей приходилось отстаивать свои права.
В конце XV века – в период правления Ивана Третьего и великой княгини Софьи в русских землях, объединившихся вокруг Москвы, начинает зарождаться концепция, согласно которой Русское государство является правопреемником Византийской империи. Спустя несколько десятилетий тезис «Москва — Третий Рим» станет символом государственной идеологии Российского государства.
Большую роль в формировании новой идеологии и в изменениях, которые происходили в это время внутри России, было суждено сыграть женщине, имя которой - София Палеолог, жена великого князя Московского Ивана III.
Иван III, сочетаясь браком с Зоей (Софией) Палеолог(1455-1503), племянницей последнего византийского императора, взял с ней на царство двуглавого орла в качестве сначала как символа семейного  герба, а  затем и символа государства. Формально он имел право на вотчину – наследство жены – Софьи Палеолог.
Иван III принял этот символ, чтобы показать свою равновеликость с европейскими монархами,  правившими Священной Римской империей.
(Относительно происхождения двуглавого орла в исторической литературе существуют различные мнения: так, наиболее традиционный взгляд на его появление в качестве государственного символа заключается в том, что, по мнению русского историка Н.М.Карамзина, «орёл был заимствован и Византии, а принесла его с собой племянница последнего византийского императора и жена Ивана III, Софья Палеолог»).
В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин писал: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».


     


Племянница последнего владыки Византии, пережив крушение одной империи, решила возродить её на новом месте. Главным достижением Софии Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге, Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.
«Великое стояние на реке Угре» в 1480 году завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость. 
София Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола Василия III и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.
Софья внушала мужу, что государь такой великой державы, как он, не может жить в столице с деревянными храмами и палатами. Под влиянием жены Иван III начал перестройку Кремля. Для строительства Успенского собора из Италии был приглашён архитектор Аристотель Фиораванти. На стройке активно использовался белый камень, отчего и появилось сохранившееся в веках выражение «белокаменная Москва».

 


Успенский собор
Приглашение иностранных специалистов в разных областях стало широко распространённым явлением при Софье Палеолог. Итальянцы и греки, занявшие при Иване III должности послов, начнут активно зазывать в Россию своих земляков: архитекторов, ювелиров, мастеров монетного дела и оружейников. Среди приезжих было большое количество профессиональных врачей.
Своим замужеством великая княгиня Софья делает московских правителей преемниками императоров Византии. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Княгиня Софья пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном Третьим  был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего в 1453 году,- Софья Палеолог перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом – третьим Римом.
В 1514 году Василий III – сын Ивана Третьего и великой княгини  Московской Софьи, взойдя на престол, в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван императором русов. Эту грамоту затем использует Пётр I как доказательство своих прав на коронацию в качестве императора.
Византийский обряд венчания на царство принесла на Русь царевна София Палеолог.
Великие князья Иван III и его сын – преемник Василий III  пользовались титулом «великий князь», а не «царь». Они не были коронованы. Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный в 1547 году(1530-1584гг., царь-1547-1584гг.). Все последующие коронации проходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами.
16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля  состоялась торжественная церемония венчания на царство ИванаIV (Грозного) – внука великого князя Московского Ивана Третьего и великой княгини Московской Софии. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.

 

 


Трон  Царя всея Руси Ивана IV
Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия».
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом  император.
Безоговорочно титул Ивана IVЦаря всея Руси уже с 1555 года признавался Англией, чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика.
В 1589г. был образован независимый Московский патриархат.
После распада СССР народ обратился к Богу и снова стал искать в своей истории намеки на российский путь. Были воскрешены все исследования и публикации, от Филофея до Бердяева и Соловьева, объясняющие, почему Москва - Третий Рим. Во все учебники истории теория Филофея  вошла как политическая, которая указывает русскому народу верное направление развития. Националисты вновь заговорили о миссии России в мировой истории.
Псков. Один из древнейших городов и духовных центров России. Первое упоминание о нём появилось в 903 году. 1100 лет назад город сыграл важную роль в становлении древнерусского государства. Псков был бастионом охраны Русской земли от нашествия Запада, неподалёку Александр Невский разгромил немецких крестоносцев, шведских и датских рыцарей во время Ледового побоища. На Псковской земле впервые прозвучала чеканная формула(предпол.1542г.) старца Филофея из Спасо-Елиазаровского монастыря - "Москва - Третий Рим":"Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Именно здесь, в Пскове, сформулирована аргументированная в письменном виде идеология Московской Руси, ставшей к тому времени правопреемницей православной Византии: "Два Рима пали, Москва - третий Рим, а четвертому не бывать". Эти слова говорят о несомненном пророческом даре старца Филофея, ибо в те времена было ещё далеко не очевидно, что Царство русское есть последняя христианская империя на земле. Лишь в ХХ веке на нашей планете стало очевидно, что  «четвертому Риму не бывать».

16 и 17 апреля 2013г. во Пскове проходила международная конференция, посвящённая теме: "Третий Рим. Ответственность за судьбу Православия и мира". Учёные, политики и богословы сообща попытались ещё раз осмыслить слова старца Филофея, на долгие годы определившие основной вектор развития нашего Отечества.
Михаил Викторович Назаров – писатель, руководитель Издательства «РУССКАЯ ИДЕЯ», выступивший на конференции, сказал:
«После сокрушения Византии турками Россия естественно осознала себя как самый большой православный народ. Никто не мог претендовать больше на такую роль. Тогда только что Русь освободилась от татарского ига, другие православные страны были порабощены турками. И Русь осознала себя преемницей вот этой традиции - Третьим Римом. И потому "четвертому не бывать". Уже тогда старцы видели, что нет другого христианского народа, который мог бы взять на себя эту миссию – быть Третьим Римом».
Участники конференции ставили острые вопросы - один из них: на сколько сегодняшняя Россия и её центр - Москва соответствуют историческим задачам, возложенным на неё Божественным Провидением. Сумеет ли наша страна удержаться на путях Третьего Рима, или окончательно превратится в новый Вавилон.
Конференция, подводя итог своей работы, обратилась с воззванием ко всем власть предержащим заботиться не о своём кармане, а о судьбе России.