Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

 

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

 

Командиры ПМТО:

апрель — август 1980г.— капитан 1 ранга Чудовский;

1980–1983гг.— полковник Александр Иванович Любимов;

1983–1987гг.— полковник Михаил Андреевич Титенок;

1987–1991гг.— капитан 1 ранга Борис Андреевич Лихачев;

1991–1994гг.— капитан 1 ранга В.С.Птицин;

1994–1998гг.— капитан 1 ранга Виктор Борисович Ефремов;

1998–1999гг.— полковник Владимир Васильевич Ларионов;

ноябрь 1999 — май 2002гг. — капитан 1 ранга Еремин Юрий Прокопьевич.

 

 

 

3.1. Камрань

 

Для специально-технического и тылового обеспечения кораблей Тихоокеанского флота, следующих в Индийский и Тихий океаны и обратно, командованием Вооруженных сил рассматривались варианты размещения промежуточных пунктов их базирования в Южно-Китайском море — на юге освобожденного Вьетнама и в освобожденной от «красных кхмеров» Кампучии.

Южно-Китайское море — полузамкнутое море у берегов Юго-Восточной Азии, между полуостровом Индокитай, островами Калимантан, Палаван, Лусон (англ. Luzon) и Тайвань. Входит в состав морских бассейнов между Тихим и Индийским океанами.

Площадь — 3 537 289 км², максимальная глубина — 5560 м. Температура воды на поверхности в феврале от 20 °С на севере до 27 °С на юге, в августе достигает 28–29 °С по всей площади. Соленость воды — 32–34 % (промилле). Летом и осенью часто бывают тайфуны.

Суда, следующие к Сингапурскому проливу из портов Китая, Японии и России и в обратном направлении придерживаются в Южно-Китайском море так называемого Главного морского пути. Этот путь является наиболее коротким, безопасным и используется судами всех государств.

Основным фактором, влияющим на плавание по Главному морскому пути, являются муссоны — режим достаточного устойчивого переноса воздушных масс и тропические циклоны — циклонические вихри большой интенсивности.

Крупнейшие заливы Южно-Китайского моря — Тонкинский и Сиамский.

Острова, лежащие по сторонам Главного морского пути, имеют различное строение. Парасельские острова и острова Спратли — низкие, сложены из кораллового песка и покрыты низкорослой растительностью. Между ними лежит много коралловых рифов, банок и подводных атоллов. Особенно много рифов среди островов Спратли, обширный район которых почти не обследован. Самый высокий остров Иту-Аба возвышается над уровнем моря всего на 4 м.

Для кораблей советского Тихоокеанского флота, выполнявших задачи боевой службы в Индийском и Тихом океанах, в Южно-Китайском море, значительное облегчение наступило с созданием на территории Вьетнама, в бухте и на полуострове Камрань, пункта материально-технического обеспечения, а фактически — военно-морской базы.

В начале декабря 1978 г. группа офицеров центрального аппарата ВМФ и Тихоокеанского флота во главе с контр-адмиралом В. С. Козловым, начальником Управления международного военно-технического сотрудничества ВМФ СССР, вылетела в Ханой. Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С. Г. Горшков, инструктируя членов группы перед убытием, дал указание внимательно ознакомиться с тем, что осталось у вьетнамцев от бывшей базы США в бухте Камрань после недавно закончившейся войны с проамериканским сайгонским режимом. После детального изучения состояния бывшей американской базы необходимо было подготовить материалы для подписания в последующем соответствующего двустороннего соглашения о совместном использовании базы в Камрани советскими и вьетнамскими кораблями. Предстояло также выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этой базы советскими кораблями, несущими боевую службу в Индийском и Тихом океанах.

 

 

Декабрь 1979 г. ГК ВМФ Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков

прибыл в Ханой для установления деловых связей с руководством Вьетнама

и Министерства национальной обороны  СРВ  

(фото из семейного архива Е.С. Горшковой)

   

Валентин Степанович Козлов так описывает события того периода: «Бывшая американская база впечатляла масштабами сооружений, растянувшимися почти на сотню километров по акватории побережья залива. Чтобы объехать всю территорию, потребовалось несколько часов по сохранившейся асфальтированной или металлорифленой дороге. Десятки разных укрытий полевого типа, складские сборно-металлические сооружения, даже два вместительных морга. Судоремонтная мастерская с внушительными гидроподьемниками и механическим оборудованием особо обрадовала наших инженеров-механиков. Два бетонированных причала могли принимать суда и корабли большого водоизмещения. Правда, один из них в центральной части оказался серьезно разрушен. Все базовые объекты обеспечивались положенной инфраструктурой, хотя и основательно поврежденной в ряде мест.

Внимание авиаторов нашей группы привлек аэро­дром с двумя взлетно-посадочными полосами протяженностью более трех километров. Но одна из них нуждалась в дооборудовании, полностью был уничтожен и авиационный командный пункт.

Потребовалось две не­дели ознакомительной ра­боты, причем сопровож­дающие нас вьетнамцы удивлялись работоспособности советских специалистов в непривычных для нас условиях жары и обилия непривычной мошкары.

Вернувшись в Ханой, я доложил по закрытой связи главкому ВМФ наши соображения о возможности использования Камрани после необходимых восстановительных работ в качестве пункта материально-технического обеспечения советскими кораблями. По указанию Сергея Георгиевича Горшкова были подготовлены проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством вопроса паритетного использования ПМТО.

Потрудиться пришлось весьма напряженно, приближался новый, 1979 год. Предварительная проработка в беседах с местным морским командованием давала основание полагать, что в окончательных переговорах удастся найти согласованные решения о совместном использовании базы. Однако наши соображения с первого дня официальных бесед натолкнулись на стремление командующего ВМС СРВ увязать согласие с необходимостью дополнительной помощи советской стороны в поставках Вьетнаму военно-морской техники и вооружения. Мне пришлось не раз связываться с руководством ВМФ СССР по этим вопросам, возвращаться еще и еще раз к собеседованию с вьетнамским командованием.

Потребовалось немало усилий для достижения принципиального согласия и подготовки более приемлемого содержания «протокола о намерениях». С его проектом мы с контр-адмиралом Кыонгом и направились к заместителю министра обороны СРВ генералу Чан Ван Ча. В продолжительной беседе рассмотрели основные положения документа, оговорив именно совместное использование ПМТО и аэродрома после их восстановления. 30 декабря протокол был подписан, в тот же день наша группа оправилась в Москву, где нас встретил мороз в 35 градусов. Адмирал флота Советского Союза Горшков С. Г. положительно оценил результаты командировки».

2 мая 1979 г. правительства СССР и Социалистической Республики Вьетнам подписали соглашение о строительстве и совместном использовании в Камрани базы. В Соглашении говорилось: «…Советская и Вьетнамская стороны построят базу Камрань для ее совместного использования своими флотами… Соглашение… должно действовать в течение 25 лет до 2004 года и будет автоматически продлеваться каждый раз на последующие 10 лет…»

В соответствии с данным документом и межправительственным протоколом от 4 февраля 1982 г. было определено развертывание в порту и на полуострове Камрань оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота, смешанного авиационного полка и пункта материально-технического обеспечения для их деятельности. Советской стороне разрешалось одновременное присутствие в Камрани 10 надводных кораблей, 8 подводных лодок с плавбазой и 6 вспомогательных военно-морских судов.

Первыми в порт Камрань зашли корабли:

— март — апрель 1979 г. — отряд советских кораблей под командованием капитана 1 ранга Д. Чериватого в составе БПК «Василий Чапаев» (командир — Э. Знахуренко), сторожевик СКР-46 и тральщика;

— май 1979 г. — советская атомная подводная лодка К-45 пр. 659Т;

— сентябрь 1979 г. — сторожевой корабль «Летучий» под командованием капитана 3 ранга А. Г. Зозули (заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Н.Ф. Хлупин, старший помощник командира — капитан-лейтенант Н.А. Михеев, командир БЧ-5 — старший лейтенант А.И. Узаревич);

— август 1980 г. — атомная подводная лодка пр. 670 10-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок К-212 с 379-м экипажем на борту под командованием капитана 1 ранга Н. М. Суворова (заместитель командира по политической части — капитан 2 ранга В. Т. Пузик, старший на борту — начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Н.Н. Алкаев).

 

 

Карта-схема полуострова Камрань

 

 

 

3.2. Формирование  922-го  ПМТО

 

Период деятельности 922-го ПМТО условно можно разделить на три этапа:

1-й этап (август 1979 — декабрь 1986 гг.):

— период формирования, обустройства, становления и развития вой­сковой части 31350 на постоянной основе;

— строительство объектов в интересах эскадры хозспособом силами военно-строительного отряда флота;

— создание необходимых для кораблей боевой службы материальных запасов и их пополнение;

— обеспечение жизнедеятельности всего гарнизона Камрани.

Деятельность 922-го ПМТО на 1-м этапе освещена в третьей главе настоящего исторического обзора. Эти годы были сложными и напряженными для всего коллектива ПМТО. И все-таки личный состав с поставленными задачами на начальном этапе своей деятельности справился. В этом большая заслуга командования, начальников служб и подразделений ПМТО и в первую очередь командиров — полковника Александра Ивановича Любимова и полковника Михаила Андреевича Титенок.

922-й ПМТО в период с 1982 по 1991 г. организационно представлял:

— управление ПМТО;

— продовольственная служба;

— вещевая служба;

— финансовая служба;

— служба ГСМ;

— отделение морской инженерной службы;

— КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть);

— автомобильная рота;

— пожарный взвод с пожарным расчетом;

— военно-морской госпиталь;

— поликлиника с во­енным и гражданским персоналом;

— полевое учрежде­ние Центрального банка СССР, РФ;

— санитарно-эпидемиологическое отде­ление;

— отделение Военторга для закупки продовольствия и медикаментов (в основном антималярийные препараты) у вьетнамской стороны и в Сингапуре.

2-й этап (январь1987 — октябрь 1991 гг.):

— период приемки построенных СовСМО объектов;

— переезд ПМТО и обустройство в объединенном жилом городке пункта базирования эскадры;

— переезд членов семей офицеров, мичманов эскадры, авиаполка в новые построенные жилые дома капитальной постройки;

— перевозка всех материальных запасов из хранилищ, предоставленных во временное пользование вьетнамской стороной, в новые хранилища, в том числе продовольственных и промышленных товаров отделения Военторга;

— прием из Индийского океана и размещение штаба 8-й оперативной эскадры кораблей ВМФ.

2-й этап деятельности 922 ПМТО — напряженный по всему спектру поставленных командованием задач и прежде всего — по объему принятых из главной базы ТОФ запасов продовольствия, технического и шхиперского имущества, ГСМ. Выдача запасов на проходящие корабли и их восполнение. Переезд в построенные СовСМО капитальные здания и сооружения. С учетом отдаленности новых хранилищ ПМТО от пирсовой зоны плечо подвоза материальных запасов увеличилось, что, естественно, увеличило время подвоза и расход ГСМ. Переезд членов семей офицеров, мичманов эскадры, авиаполка в новые построенные жилые дома. Организация питания и отдыха офицеров и мичманов, всех проживающих в новом объединенном жилом городке.

На этот этап в связи с завершением 2-й очереди строительства капитальных сооружений для флота Советской строительно-монтажной организацией приходится наибольшее количество комиссий и делегаций различных министерств и учреждений СССР и прежде всего Генерального штаба Вооруженных сил СССР, Главного политического управления Советской армии и Военно-морского флота, Политического управления ВМФ.

Цель приезда таких комиссий в 1987–1988 гг.: оказать помощь в дальнейшем совершенствовании боевой готовности оперативной эскадры и решении бытовых вопросов (помощь, безусловно, оказывалась); выяснение перспектив третьей очереди строительства согласно генеральному плану развития базы. И, конечно же, все желали увидеть военно-морскую базу, построенную далеко за пределами СССР с развитой военной и социальной инфраструктурой. Построенную там, где в ней остро нуждался российский флот в 1905 г., — в Камрани.

Однако в связи с начавшейся в стране «перестройкой» строительство объектов третьей очереди базы Камрань признано было нецелесооб­разным.

На этом этапе 922-м ПМТО командовал капитан 1 ранга Борис Анд­реевич Лихачев. Первые три месяца командования таким сложным во всех отношениях хозяйством были трудными для Бориса Андреевича. Немало было ошибок, неверных решений, были и взыскания. Однако сегодня можно уверенно сказать: Борис Андреевич Лихачев был в то время на месте. Прошел трудный путь, получил очередное воинское звание «капитан 1 ранга» и назначен на вышестоящую должность — начальником тыла Приморской флотилии разнородных сил.

3-й этап (ноябрь1991 — май 2002 гг.):

— обеспечение свертывания деятельности 17-й и 8-й оперативных эскадр;

— прием всех объектов гарнизона и передача их вьетнамской стороне в соответствии с межправительственным Соглашением между СССР и СРВ от 2 мая 1979 г. по мере их высвобождения;

— обеспечение свертывания деятельности СовСМО;

— с расформированием 17-й и 8-й оперативных эскадр, 119-й обркс все оставшиеся в гарнизоне части передаются в подчинение командира 922-го ПМТО, за исключением авиагарнизона. 922-й ПМТО переходит на новые штаты;

— оргштатные мероприятия по расформированию 922-го ПМТО;

— передача объектов, сооружений и оборудования вьетнамской стороне.

Завершился этот этап 2 мая 2002 г. подписанием Протокола об окончании приема-передачи объектов в Камрани председателем Государственной приемной комиссии СРВ контр-адмиралом Нгуен Ван Хиеном и председателем Государственной ликвидационной комиссии РФ контр-адмиралом А. Ивлиевым, расформированием 922-го пункта материально-технического обеспечения и окончанием советского и российского военно-морского присутствия в бухте и на полуострове Камрань.

Первый состав военнослужащих пункта материально-технического обеспечения прибыл в Камрань в апреле 1980 г. на ПМ-156 в количестве 50 человек с задачами:

— установление деловых связей с командованием 4-го военно-морского района Военно-морских сил Социалистической Республики Вьетнам;

— организация работ по развертыванию ПМТО;

— техническое обеспечение (ремонт) кораблей и судов, прибывших в бухту Камрань;

— обеспечение связью с надводными кораблями, подводными лодками, КП ТОФ и ЦКП ВМФ.

До развертывания зонального узла связи (ЗУС) все вопросы обеспечения связи на полуострове и связи ПМТО со штабом ТОФ решались связистами ПМ-156 (командир БЧ-4 — С. Колесников).

Командир ПМ-156 — капитан 3 ранга А. Шувалов,

— заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. Цуркан,

— помощник командира — капитан-лейтенант М. Выборнов,

— командир БЧ-5 — капитан-лейтенант С. Тембрел.

В конце мая 1980 г. плавмастерская ПМ-156 убыла во Владивосток.

В мае 1980 г. в бухту Камрань зашло судно КИЛ-23 (килектор) для оснащения бухты рейдовым оборудованием и обеспечения безопасного базирования советских кораблей.

Килектор — вспомогательное судно, предназначенное для проведения подводных грузовых работ: постановка «мертвых» якорей, боновых заграждений, расчистка фарватеров, подъем затонувших объектов и тяжестей из-под воды и других грузоподъемных работ. Обычно судно однопалубное, с мощным грузоподъемным устройством, размещенным, как правило, в кормовой части. В носовой части килектора установлен выступающий вперед кронштейн с блоками, лебедкой и шпилем.

Прибывший личный состав ПМТО разместился в предоставленных вьетнамской стороной двухэтажных домиках американской постройки в районе вьетнамского бюро обслуживания (5–6 км от зоны пирсов).

 

Вот в таких домиках размещался

личный состав 922-го ПМТО в 1981–1987 гг.

Фото 2008 г.

 

Первым командиром сформированного ПМТО был капитан 1 ранга Чудовский, который не смог адаптироваться в условиях тропиков, заболел и через два месяца был отправлен в г. Владивосток, где через месяц скончался. В августе его сменил начальник зонального узла связи полковник А. И. Любимов.

В августе 1980 г. на основании межправительственного соглашения от 2 мая 1979 г. и директивы штаба ТОФ от 28 августа.1980 г. на полуострове Камрань был образован пункт материально-технического обеспечения на постоянной основе — войсковая часть 31350 (далее — 922-й ПМТО), просуществовавший до 2 мая 2002 г.

В ноябре 1980 г. прибыл морской тральщик «Запал» пр. 266М (командир — капитан-лейтенант Н. В. Денисов). Задачи боевой службы он выполнял с ноября 1980 по июль 1981 г.

 

 

3.3. Назначение и задачи 922-го ПМТО

 

ПМТО был предназначен для:

— обеспечения базирования кораблей и судов ВМФ СССР в порту Камрань;

— управления кораблями и судами в зоне ответственности ПМТО и обеспечения кораблей и судов всеми видами радиосвязи и транзитов связи с КП ТОФ и ЦКП ВМФ;

— обеспечения приходящих кораблей и судов ВМФ всеми видами довольствия;

— отдыха экипажей приходящих кораблей и судов;

— обеспечения ремонта кораблей и судов ВМФ на СРЗ «Башон» в Хошимине (бывшая столица Южного Вьетнама г. Сайгон).

На 922-й ПМТО на начальном этапе возлагались следующие задачи:

— прием, накопление, хранение материально-технических средств (МТС);

— выдача и доставка на приходящие корабли и суда ВМФ МТС (в том числе ЗИПа, технического и шкиперского имущества);

— обеспечение кораблей и судов электроэнергией, водой, ГСМ, продовольствием во время их стоянки в порту Камрань;

— оказание квалифицированной медицинской помощи, лечение больных из экипажей заходящих кораблей и судов;

— поддержание установленных запасов МТС с учетом планируемого количества приходящих кораблей и судов ВМФ;

— сохранение и развитие силами военно-строительных отрядов (ВСО) инфраструктуры ПМТО;

— развитие и поддержание советско-вьетнамской дружбы и сотрудничества.

С прибытием на полуостров Камрань на постоянной основе личного состава 922-го ПМТО встал вопрос тылового и технического обеспечения кораблей, следующих в Индийский и Тихий океаны для выполнения задач боевой службы. Согласно договоренностям, вьетнамская сторона предоставила на берегу временные жилые помещения для проживания прибывшего личного состава, офицеров и мичманов, складские помещения американской постройки, которые с приходом транспортов из Владивостока постоянно пополнялись запасами технического и шхиперского имущества. С получением оборудования для холодильных камер отремонтировали помещения и ввели в строй холодильники-хранилища для продовольствия. Заходящие в порт корабли флота стали получать в Камрани все необходимые запасы, производить ремонт материальной части, а личный состав получил возможность отдохнуть, в том числе и на местных пляжах.

Полноценный отдых был очень необходим для моряков и летчиков — сказывались тяжелые климатические условия тропиков — повышенная температура воздуха и высокая влажность, что непривычно для людей, родившихся и живших в средних широтах. Возможно, это и стало причиной гибели одного из профессиональных летчиков.

8 сентября 1980 г. в Южно-Китайском море в точке с координатами широта — 8° сев., долгота — 108° вост. при выполнении очередного короткого взлета с тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Минск» самолет Як-38, пилотируемый летчиком-испытателем О. Г. Кононенко, резко просел, ударился колесами об ограничительный брус и свалился в море. С минуту он шел в фонтане брызг над самой водой, попал под идущий прежним курсом «Минск» и затонул на глубине 100 м. У летчика О. Г. Кононенко времени на катапультирование было более чем достаточно. Однако он до последней секунды пытался набрать высоту и спасти машину.

ТАВКР «Минск», а также корабли, находящиеся на боевой службе в Южно-Китайском море и прибывшие в зону 8-й опэск, а также КИЛ-23 были сосредоточены в точке падения самолета Як-38. Штормовая погода не позволяла начать работы и несколько дней корабли стояли на якорях. Именно по этой причине поисковые работы и подъем потерпевшего катастрофу палубного самолета продолжались до конца ноября 1980 г. Вскоре из Владивостока подошла спасательная подводная лодка «Ленок» (дизельная ПЛ пр. 940, почетное наименование «Комсомолец Узбекистана») с батискафами и глубоководным водолазным оборудованием на борту. Она сразу приступила к подводным поискам. Поиски остатков затонувшего самолета проводились и гидроакустическими приборами кораблей, в частности гидроакустической станцией (ГАС) морского тральщика. По полученным сигналам морского тральщика на дно спускались водолазы, находившие то затонувшие мелкие суда, то груды непонятного металлолома. Однажды обнаружили искореженный фюзеляж сбитого во время не­давней войны американского палубного ис­требителя F-4 «Фан­том».

Из воспоминаний С. Сахончука — члена экипажа судна «КИЛ-23»:
 «Остатки «Як-38» обнаружили только через несколько дней и сразу начали готовиться к подъему. Килектор, оснащенный мощными кранами, встал на два якоря над самолетом, чтобы исключить влияние течения. Авианосец «Минск» и часть боевых кораблей, выполнив поисковую операцию, покинули район. В охранении оставлен один сторожевой корабль. Операция перешла в другую фазу. Длительное скопление кораблей привлекло внимание американцев к району поиска. Появились базовые патрульные самолеты Р-3 «Орион». Они часами кружились возле стоящих на якоре судов и периодически сбрасывали на парашютах в воду радиогидро­акустические буи, предназначенные для обнаружения подводных лодок. Буи вылавливали, а иногда их просто расстреливали, тренируя мат­росов-зенитчиков. Американцам это, видимо, надоело, буи перестали сбрасывать, но слежку не прекратили — магнитометры на «орионах» фиксировали движение подводной лодки «Ленок». Из-за этого все работы велись только ночью, днем личный состав демонстративно занимался покрасочными работами, ловил рыбу или загорал на палубе.

Батискафы и водолазы-глубоководники детально обследовали самолет и начали подводить под него стропы, чтобы поднять на борт. Сильное течение препятствовало работе, стропы путались, срывались, однажды даже стропами зажало водолаза, который чудом остался в живых. Работа водолазов вообще очень тяжела и опасна, а особенно на стометровой глубине, в полном мраке… Удалось застропить фюзеляж и другие фрагменты самолета, найденные вблизи. Подъем начали поздно ночью с соблюдением светомаскировки. Наконец-то в два часа ночи из воды показался облепленный водорослями фюзеляж Яка. Одновременно подняли и катапультное кресло с фрагментами тела летчика…

 

Сразу после подъема са­молета Як-38 судно немедленно снялось с якоря и полным ходом пошло в бухту Камрань. Представители конструкторского бюро Яков­лева, находившиеся на борту килектора, тут же достали «черные ящики», демонтировали часть оборудования и начали изучение причин летного происшествия. В бухте Бинь Ба остатки самолета перегрузили на боль­шой противолодочный корабль «Петропавловск», и он убыл во Владивосток. Операция закончилась 30 ноября 1980 г[1].

 

Останки О. Г. Кононенко похоронили в г.Жуковский Московской области на Быковском кладбище.

 



1981 г., г. Сайгон. Слева направо:  старшина 2 статьи  М. Буйнов, командир 922-го ПМТО  полковник А.И. Любимов,  переводчик (все  выезды за пределы советского гарнизона Камрань  осуществлялись только в гражданской форме одежды)

 

 

 

Машины  «представительского класса» 922-го ПМТО – заведование

старшины 2 статьи М. Буйнова

 

 

 

3.4. Формирование  26-й обркс

 

В марте 1981 г. в соответствии с директивой штаба ТОФ была сформирована 26-я оперативная бригада кораблей и судов (обркс) с базированием в бухте Камрань.

Командование бригады:

— командир бригады — капитан 2 ранга В. В. Пронин,

— заместитель командира по политической части — капитан 2 ранга А. С. Андрусенко,

— начальник штаба — капитан 2 ранга В. И. Гольчер.

Штаб бригады укомплектовывался офицерами 10-й опэск ТОФ. В соответствии с директивой штаба ТОФ 922-й ПМТО переходил в подчинение командиру 26-й обркс.

В конце марта 1981 г. отряд кораблей в составе корабля управления (КРУ) крейсера «Адмирал Сенявин», СКР «Разящий», танкера «Ижора», корабля снабжения «Ишим» вышел из залива «Стрелок» и взял курс в Южно-Китайское море.

Капитан 1 ранга в отставке Василий Васильевич Пронин, командир 26-й обркс, поделился своими воспоминаниями о пребывании в порту Камрань в 1981 г.: «С подходом к порту Камрань от командования 4-го ВМР ВМС СРВ поступило указание: «Ожидать на внешнем рейде». Через 10 суток нам разрешили зайти в порт Камрань и стать к пирсу. Установлен режим пребывания в порту:

10 суток — стоянка у пирса,

7 суток — стоянка на внешнем рейде.

Только в конце мая нам разрешили стоять у пирса, не выходя на внешний рейд. В этот период личный состав кораблей бригады оказывал помощь 922‑му ПМТО в восстановлении всей военной инфраструктуры, необходимой для базирования и временной стоянки проходящих кораблей флота. Сформировали совместно с 922-м ПМТО группу (30–40) человек для восстановления взлетно-посадочной полосы на аэродроме, дальнего и ближнего привода, других первоочередных объектов авиационной инфраструктуры. Первые военные самолеты прибыли из Владивостока уже в августе 1981 года.

В июне собрали сборно-разборный трубопровод для перекачки топлива с приходящих танкеров в береговые хранилища, оставшиеся со времен американской оккупации. В береговых хранилищах, предоставленных вьетнамской стороной во временное пользование, продолжали накапливать запасы шхиперского и технического имущества.

В июле — августе приняли корабли:

— учебный корабль (УК) «Бородино» с курсантами Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С. О. Макарова, следовавшего в порт Коломбо (Индия);

— ледокол «Вьюга», идущего в порт Сайгон для ремонта;

— корабли и суда снабжения тыла ТОФ;

— атомные подводные лодки пр. 675, 670 и дизельные подводные лодки пр. 641.

МТ «Запал» пр. 266м — командир капитан-лейтенант Денисов Н. В. — прибыл в бухту Камрань из состава 81-го днтщ [дивизиона тральщиков] 7-й бртщ [бригады тральщиков] в конце ноября 1980 года. Корабль следовал в Индийский океан, но по приказанию штаба ТОФ оставлен в Южно-Китайском море для поиска и обнаружения с помощью ГАС потерпевшего катастрофу самолета Як-38 с ТАВКР «Минск». Задача обнаружения самолета выполнена. Самолет обнаружен и поднят на борт судна КИЛ-23. В дальнейшем корабль был оставлен в составе 26-й обркс до июля 1981 года.

Все прибывающие корабли и суда проверялись штабом 26-й обркс. Выявленные недостатки устранялись. Надводные корабли и подводные лодки уходили на боевую службу в зону Тихого и Индийского океанов технически исправными, с загрузкой всех положенных норм довольствия. Корабли, выделенные для выполнения задач боевой службы в составе 26-й обркс, оставались в Камрани.

В сентябре КРУ «Адмирал Сенявин» посетил министр национальной обороны СРВ генерал армии Ван Тьен Зунг с группой генералов и офицеров Генерального штаба Министерства национальной обороны (МНО) СРВ. Члены вьетнамской делегации остались довольны посещением крейсера.

В конце сентября из штаба ТОФ получил указание: готовиться к совместному советско-вьетнамскому тактическому учению по охране и обороне побережья в районе Дананга. Предложение исходило от командования МНО СРВ. Руководителем учения назначили меня — командира 26-й обркс.

Разработали и утвердили план совместного тактического учения. За сутки до начала учения на крейсере «Адмирал Сенявин» прибыл в порт Дананг для уточнения обстановки. Посредником у командующего 3-го ВМР назначен контр-адмирал Захаров, советник командующего ВМС СРВ, посредник при штабе 26-й обркс — генерал армии Г. И. Обатуров — главный военный советник министра Национальной обороны СРВ.

Совместное тактическое учение проведено в установленные сроки (с 1 по 3 октября) и оценено посредниками на «хорошо».

Сразу же после окончания тактического учения получил новое задание: готовить корабли бригады к официальному дружественному визиту в порт Дананг под флагом первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н. Я. Ясакова Начальником походного штаба назначили меня. Вице-адмирал Н. Я. Ясаков прибыл накануне визита на внешний рейд порт Дананг на РКР «Варяг» с офицерами походного штаба ТОФ, флагманским штурманом флота и заместителем начальника Политического управления ТОФ контр-адмирала В. Г. Семилетенко.

В период с 10 по 14 октября 1981 года КРУ «Адмирал Сенявин», СКР «Разящий» под флагом первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я. Ясакова находились с официальным дружественным визитом в порту Дананг.

Главными целями визита явились: демонстрация советского военно-морского флага и укрепление отношений между СССР и СРВ, между военными моряками двух дружественных стран. Во время стоянки крейсера управления «Адмирал Сенявин» в порту Дананг на его борту побывали члены Политбюро ЦК КПВ, высшее военно-политическое руководство МНО СРВ, главный военный советник МНО СРВ генерал армии Г.И. Обатуров, представители советского посольства, жители Дананга и военнослужащие ВНА.

14 октября КРУ «Адмирал Сенявин», СКР «Разящий» вернулись в порт Камрань.

Штаб  26-й  отдельной  бригады  кораблей  и  судов   расформирован  в   марте  1982г.  Капитан 1 ранга  В.В. Девятайкин был  назначен  начальником  штаба  17-й опэск.

 

 

Порт Камрань,  1981 г.   Командир  26-й обркс  капитан 2 ранга В.В. Пронин

 

 

Сентябрь 1981 г., порт Камрань. Министр  Национальной  обороны СРВ генерал  армии Ван Тьен Зунг (в  центре)  с  офицерами  штаба 26-й обркс, 

922-го ПМТО на  крейсере  управления  «Адмирал  Сенявин».

Слева от генерала армии Ван Тьен Зунга командир 26-й обркс капитан 2 ранга В.В. Пронин, справа – командир 922-го ПМТО полковник А.И. Любимов

 

 

 

Октябрь 1981г.,  порт  Дананг.   Заместитель  МНО  СРВ  и  командир 26-й обркс

 

 

 

Октябрь 1981 г.,  порт  Дананг.   Экскурсия  по г. Дананг после  совместного  учения

16 октября главный военный советник МНО СРВ генерал армии Г. И. Обатуров убыл в Ханой.

21 октября вице-адмирал Н. Я. Ясаков убыл на РКР «Варяг» в порт Владивосток.

В первых числах ноября в порт Камрань прибыла и ошвартовалась у причала ПМ-156. Штаб бригады переселился на плавмастерскую, а КРУ «Адмирал Сенявин» 10 ноября убыл к месту постоянного базирования.

В конце ноября получил приказание из штаба ТОФ сдать дела и обязанности капитану 1 ранга В. В. Девятайкину, а самому убыть во Владивосток в связи с новым назначением. Позднее был награжден вьетнамским орденом «За боевые заслуги».

Штаб 26-й отдельной бригады кораблей и судов расформирован в марте 1982 г. Капитан 1 ранга В. В. Девятайкин был назначен начальником штаба 17-й опэск.

 

 

3.5. Прибытие  военно-строительного  отряда

 

В начале 1982 г. в распоряжение командира 922-го ПМТО прибыл военно-строительный отряд (командиры — полковник Н. А. Чижиков, с 1986 г. — полковник Е. А. Серединский), имевший задачи восстановления разрушенных во время войны объектов военной инфраструктуры, построенных американцами, и строительства легких модулей для проживания строителей, личного состава ПМТО, зонального узла связи, авиационного гарнизона и прибывающих офицеров штабов эскадры и соединений, а чуть позднее — площадки № 5 для проживания членов семей офицеров, мичманов, прапорщиков и служащих Военторга. На этом этапе строительство выполнялось личным составом ВСО хозспособом в сборных конструкциях. Сборные щитовые модули, сантехника и электротехническое оборудование, мебель поступали для ВСО транспортами из Владивостока.

 

 

За короткий срок необходимо было создать всю инфраструктуру для базирования атомных подводных лодок, надводных кораблей, размещения береговых подразделений и базирования самолетов смешанного авиационного полка. Капитальное строительство объектов из монолитного и сборного железобетона должен был начать 22-й Загрантехстрой на условиях генерального подряда по линии Министерства по внешнеэкономическим связям СССР (до 1988 г., а с его упразднением в 1988 г. — Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям, которое просуществовало до распада СССР в декабре 1991 г.). Однако Загрантехстрой активности не проявлял. Пока комплектовались кадры, создавалась производственная база, утверждались проекты, согласовывались технические задания и условия, завозили конструкции и стройматериалы из Одессы — прошло более года.

Вот как характеризует этот период начальник Главного инженерного управления ВМФ, заместитель главнокомандующего ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению генерал-полковник Олег Карпович Аниканов: «Наш мудрый главком ждать не стал. Вызвал меня и приказал в кратчайшие сроки создать все условия для базирования эскадры и авиационного полка в бухте и на полуострове Камрань. Согласовал все необходимые в таких случаях организационные вопросы с командованием Тихоокеанского флота, отдал по своему управлению распоряжения и уже в 1983 году в Камрань многое было завезено (спецтехника, автомобильная техника, стройматериалы, люди) кораб­лями и судами ТОФ. В конце 1983 года во Вьетнам перебазировано три инженерных батальона, отправлено три плавпричала. В короткий срок для размещения личного состава, штаба, приемо-передающего центра и других подразделений пункта базирования хозспособом построены необходимые объекты из сборных конструкций. Для их обеспечения электроэнергией, водой, топливом развернуты инженерные инвентарные комплексы: дизельная и газотурбинная электростанции с электросетями, водонасосные станции с полевыми магистральными сборно-разборными трубопроводами. Восстановлен частично бывший американский береговой склад горюче-смазочных материалов. А заявленные капитальные сооружения из монолитного и сборного железобетона были построены советской строительно-монтажной организацией лишь в период с 1987 по 1991 год».

 

 

3.6. Энергоснабжение  гарнизона

В словах Олега Карповича только перечисление событий и статистика, а сколько за этим стояло людей, конкретных действий и решений. Матросы, старшины, мичманы, офицеры каждому прибывшему агрегату, каждой единице оборудования, каждому метру кабеля, трубопровода нашли место и применение по прямому предназначению.

В 1983–1984 гг. построили помещения, установили дизельную и газотурбинную электростанции (армейский возимый полевой вариант). Обучили личный состав, допустили его к обслуживанию, и временная электростанция заработала. Личным составом эскадры проложили кабель к пирсам, в военно-морской госпиталь и на площадку № 5 — временный жилой городок. Расчистили у причала № 3 площадку и установили трансформатор, позволивший подать электропитание на корабли с берега для любых корабельных нужд, в том числе для расхолаживания и ввода ядерной энергетической установки атомных подводных лодок.

Кто-то сегодня может сказать: а что же здесь особенного? Ну, получили оборудование, установили, запустили, подали электропитание. Так делают везде. Но дело-то в том, что это делали впервые в своей жизни 18 и 19-летние мальчишки — матросы и старшины, молодые мичманы и офицеры с совершенно непохожими характерами, люди с разным уровнем подготовки, с разным уровнем знаний и умением делать что-то серьезное, никогда в жизни не делавшие что-либо подобное.

Обстановка заставляла учиться думать и выполнять сложные инженерно-технические решения своими силами. Задачи выполнялись поэтапно: шли от теории (инструкции) к практике, от простого к сложному, но всегда шли вперед. Поэтому все и получалось. Хотя было немало ошибок, бытовых трудностей. Например, после ввода в строй ПАЭС-2500, передвижной автоматизированной электростанции мощностью 2500 кВт, станция выдавала всего лишь 1800 кВт мощности. Для повышения мощности было принято свыше 40 технологических решений, которые тщательно проверялись, актировались, подписывались компетентными специалистами и внедрялись. При работе газотурбинной установки разговор двух рядом стоящих людей не слышен. Поэтому обслуживающий персонал надевал на период дежурства наушники. О шумопоглотителях не мечтали. Их не было. Шум превышал все допустимые нормы, беспокоил днем и ночью всех проживающих в нескольких метрах от станции военнослужащих, а также членов семей офицеров и мичманов. К удивлению, жалоб никогда не поступало.

В полном объеме обеспечение электроэнергией всех объектов гарнизона и объектов ВМС СРВ (по договоренности) было решено лишь в 1988 г., когда советская строительно-монтажная организация построила центральную дизельную электростанцию мощностью 24 тыс. кВт.

 

 

1989 г. Центральная  дизельная  электростанция  мощностью 24 тыс. кВт,  построенная   советской  строительно-монтажной  организации

 

 

3.7. Обеспечение  гарнизона  питьевой  водой

Для нормальной жизнедеятельности личного состава на берегу и на кораблях нужна была чистая питьевая вода. Американским военнослужащим вода доставлялась из соседних стран (в основном из Сингапура) танкерами и перекачивалась в береговые расходные емкости. Как же решался этот вопрос у нас? Закупать и доставлять питьевую воду из Сингапура? Дорого! Значит — неприемлемо. Оставался один путь — бурить скважины, закачивать воду в емкости (цистерны), очищать (хлорировать) и выдавать потребителям. Но без помощи соответствующих служб тыла ТОФ этот вопрос не решить. Справедливости ради сегодня можно сказать: все службы тыла Тихоокеанского флота (начальник тыла — вице-адмирал И. Г. Махонин) в тот период работали слаженно и на все запросы 922-го ПМТО, а затем и командования 17-й опэск реагировали положительно и своевременно.

Вот как описывает события того периода второй начальник штаба эскадры, ныне контр-адмирал в отставке Алексей Григорьевич Красников: «По снабжению водой дело обстояло крайне напряженно. 922-й ПМТО не справлялся. Глубинные насосы скважин заиливались и выходили из строя, ремонт их на месте был неэффективен. Отправка вышедших из строя насосов во Владивосток положительных результатов не давала: ремонтировались долго и, как правило, в Камрань не возвращались. Скважины постепенно выходили из строя и, как следствие, — дефицит воды. Вводили режим экономии, т. е. подачу воды потребителям осуществляли по графику.

Что же делать? Для промывки скважин от заиливания проводили комплекс мероприятий: над скважиной устанавливали вышку, отсоединяли горизонтальные трубы, талью поднимали и демонтировали вертикальные трубы, закачивали водовозкой или пожарной машиной чистую воду в скважину. Поднимался фонтан грязной воды над скважиной — скважина очищалась, но ненадолго. В это же время поднятый наверх погружной насос промывался чистым спиртом, сушился. В случае его «реанимации» вся операция проводилась в обратном порядке. При мне построили и сдали в эксплуатацию станцию водоподготовки, где установили световые обеззараживатели, но выдавать воду потребителям по инструкции мы могли только при определенном содержании хлора. Пришлось конструировать и сооружать хлораторную. Воды не хватало. Так что режим экономии воды для нас не был простым вопросом.

 

 

 

Пресное озеро на полуострове Камрань

 

Нужно было искать другие, альтернативные варианты решения данной проблемы. Помог случай. Изучил внимательно карту полуострова. Вижу: озеро, 56 км от пирсов. Обращаюсь к командованию 4-го военно-морского района ВМС СРВ. Оказывается, на берегу этого озера когда-то, во время пребывания там американцев, отдыхал президент США. Прибыл на место, осмотрелся. Грязный берег, грязная, зеленая вода, стадо мелких коров на водопое… А почему не попробовать? Вдруг получится? Ведь говорят же «голь на выдумки хитра».

Далее «дело техники»: сделан эскизный план на клочке бумаги, вызваны исполнители, поставлена задача исполнителям, сроки, доклады и… работа закипела. Не без труда «изъял» со склада электромеханической службы эскад­ры два насоса производительностью 300 тонн в час каждый. Построили на берегу озера водонасосную станцию, установили водозаборные трубы с невозвратными клапанами на концах, которые были подвешены между якорем и поплавком примерно в середине толщи воды. Подвели электропитание, проложили трубопровод, а на возвышенности — водоподъем с емкостями для отстоя, хлорирования и очистки воды.

Емкости для воды — это несколько цистерн, доставленных из Владивостока, которые соединялись общей трубой и закольцовывались в горловину приема воды. В горловине приема воды подвешивалась бочка без верхнего дна, в нее осуществлялся прием воды и подача хлора. Если хлора в воде было недостаточно, вода циркулировала из всех цистерн в приемную цистерну по замкнутому циклу, сюда же добавлялся хлор. Вахтенный матрос, прошедший подготовку и допущенный к обслуживанию хлораторной станции, каждые 20 минут замерял уровень хлора в воде. Каждую цистерну после отстоя и хлорирования приходилось по графику чистить и сушить».

Качество воды постоянно и жестко отслеживали санитарно-эпидемио­логическая и медицинская службы эскадры, ПМТО. Очищенная, но с некоторым запахом хлора, вода стала поступать к потребителям по двум веткам — основной и резервной. Подали воду с применением насосного водоподъема и на высокорасположенные посты наблюдения и связи, в отряд борьбы с подводно-диверсионными силами и средствами (ПДСС), также расположенный высоко на горе.

Ежедневно утром и вечером оперативный дежурный докладывал командиру 26-й обркс, командиру ПМТО, а с марта 1982 г. — командиру эскадры обстановку по воде: уровень воды в озере (а оно летом сильно пересыхало), количество работающих скважин, количество вышедших из строя насосов, наличие чистой воды на водозаборе, график подачи воды на корабли, суточный расход воды и другие вопросы. Жестко выдерживался график подачи воды на корабли, идущие в зону Индийского океана и обратно во Владивосток. При выдаче питьевой воды на проходящие корабли для остальных вводился режим экономии.

Установившийся жесткий, дозированный график подачи питьевой воды для личного состава кораблей, береговых частей и жителей площадки № 5 — места временного проживания офицеров, мичманов и членов их семей, просуществовал до середины 1988 г.

Проблема обеспечения чистой питьевой водой гарнизона Камрань и 4-го ВМР ВМС СРВ была решена в полном объеме в середине 1988 г. специалистами Советской строительно-монтажной организации. Как решена эта проблема, описывается в главе СовСМО.

Так как и электрический кабель, и сам трубопровод представляли определенную ценность для местного контингента, находившегося в крайне бедственном положении, то весь трубопровод и линию электропитания насоса от озера до потребителей днем и ночью приходилось охранять. Эти функции возлагались на личный состав военно-строительного отряда, а с 1983 г. — боевой десантной группы (БДГ). Тем не менее были случаи вырезки электрического кабеля и трубопровода в несколько десятков, а иногда и сотен метров.

Это происходило, как правило, тогда, когда по различным причинам случались аварийные остановки на электростанции. Ну, а что происходило в таких случаях с продуктами питания, с пайком, выданным на месяц, в бытовых холодильниках при отключении электропитания на несколько часов, когда температура воздуха за 40 градусов, говорить не стоит. Справедливости ради надо сказать: на временные случайные неудобства никто не жаловался. Конечно же, эти вопросы, не ожидая поступления жалоб, своевременно обсуждались на общих собраниях членов семей военнослужащих на жилой площадке № 5 в присутствии командования 922-го ПМТО, а позднее — командования эскадры и руководителей электромеханической службы эскадры. Важно было объяснить людям, как, почему это произошло, какие меры принимаются командованием.

 

 

3.8. Обеспечение  гарнизона  хлебом

С прибытием в Камрань личного состава ПМТО, узла связи (УС), ВСО, БДГ, членов семей офицеров, мичманов, прапорщиков остро встал вопрос, наряду с обеспечением чистой питьевой водой и электроэнергией, снабжения свежим хлебом. Острота вопроса не снималась в течении нескольких месяцев. Нужно было оборудовать для этих целей какое-то помещение или строить хлебопекарню с расчетом на суточную потребность в хлебе всего гарнизона.

Тыл Тихоокеанского флота выделил и доставил для оборудования полевого варианта хлебопекарни электрическую печь, котлы для замешивания теста и металлические прямоугольные формы для хлебных буханок. Все остальное дооборудовали на месте с привлечением специалистов плавмастерской. Вьетнамская сторона предоставила помещения в Бюро обслуживания, где временно размещался 922-й ПМТО. Все оборудование установили, подготовили и обучили на корабельных хлебопекарнях личный состав, утвердили необходимые в таких случаях инструкции. Свежевыпеченный хлеб стали развозить в столовые личного состава ПМТО, ВСО, узла связи, боевой десантной группы, военного оркестра, а позднее — на площадку № 5 для членов семей офицеров, мичманов гарнизона в соответствии с нормами продовольственного пайка и в свободную продажу в магазинах Военторга. Претензий и жалоб не было. Однако были жалобы у хлебопеков: к окончанию выпечки в ночное время вьетнамские военнослужащие буквально висели на заборе, а иногда подходили к хлебопекам на прямой контакт, предлагая меновые сделки. Пришлось выставлять вооруженный пост для охраны хлебопекарни.

В 1988 г. личный состав ПМТО переселился из Бюро обслуживания в новые построенные СовСМО помещения и казармы. В объединенном жилом городке эскадры и авиации была построена и новая штатная хлебопекарня. Начинять оборудованием, запускать хлебопекарню должны были руководители продовольственной службы и командование 922-го ПМТО. Время шло, а работала старая хлебопекарня, так как руководители ПМТО не вникали серьезно в проблемы, которые там имели место.

Обратимся снова к воспоминаниям начальника штаба эскадры А.Г. Красникову. Вот что он пишет: «В новой хлебопекарне ощущаешь крепкий аромат свежевыпеченного хлеба и бродящего теста, а при открытии хлебопечей с окончанием выпечки температура воздуха в помещении поднималась настолько, что там нельзя было находиться. Пришлось вмешаться. Мои предложения были простыми: над печами было установлено что-то вроде корыта вверх дном из расчета, чтобы горячий воздух при открытии печей в него попадал. Внутри этого корыта пропустили закольцованную трубу, по которой подавали воду и оттуда брали уже теплую воду для следующего замеса. Горячий воздух из печей поднимался в корыто, отдавал тепло трубам, подогревая воду, и выходил за пределы хлебопекарни. Температура в помещении стала терпимой.

Был еще один, решенный специалистами ПМ-5, вопрос. Стеллажи и тележки стеллажные пекарские на колесах не поставлялись продовольственной службой тыла ТОФ. Лично сделал чертежи. Стеллажи и тележки стеллажные изготовили на ПМ-5. Долго подбирали резиновые кольца (снятые, кстати, с газовых баллонов) и вытачивали под них диски-колеса. С трудом, не сразу, но все-таки запустили новую хлебопекарню».

Возникает вопрос: почему так часто цитирую, обращаюсь к воспоминаниям начальника штаба эскадры А.Г. Красникова?

Во-первых, начальником штаба он был на стадии становления эскад­ры, обустройства, развития всей инфраструктуры базы Камрань и обязан был по должности вникать во все дела гарнизона.

Во-вторых, человек он ответственный, беспокойный и обязательный. И если вникал во все дела гарнизона и реагировал на них, то делал это по долгу службы и не в ущерб своим прямым служебным обязанностям. Наверное, не случайно командование ВМФ дважды направляло его советником за границу: сначала советником командира соединения ВМС СРВ, а после окончания Военной академии Генерального штаба ВС СССР — советником командующего ВМС Сирии.

В-третьих, поддерживаю с ним связь по телефону; он передал по электронной почте для совета ветеранов свои воспоминания о Камрани, охотно отвечает на наши вопросы. Вот что он пишет сам о себе: «Судьба распорядилась так, что я оказался в Камрани в период формирования, обустройства и становления эскадры. Здесь же рядом со мной были люди, повседневно занимались служебной деятельностью, и как начальник штаба эскадры я должен был сделать все возможное, чтобы они жили прилично, по-человечески, не думая о бытовых неудобствах и не забывая о главном — о предназначении эскадры, ее задачах и о своем месте в штатном расписании эскадры». Сказанное подтверждалось ежедневной практической работой.

И в-четвертых, за четыре года службы там, в Камрани, встречался со всеми начальниками штаба эскадры (В.В. Девятайкиным, А.Г. Красниковым, В.Н. Никоновым). Не могу сказать, что кто-то был лучше, а кто-то хуже, но Алексей Григорьевич Красников — человек долга, чести, ответственный штабист и щепетильный в мелочах хозяйственник. К сказанному добавить что-то или убавить не могу.

 

 

3.9. Боевая десантная группа (1983–1989)  и отдельный  батальон охраны

(1988–1992)

 

Боевая десантная группа была сформирована из личного состава 1-го десантно-штурмового батальона (дшб) 55-й дивизии морской пехоты ТОФ. Расформирована в 1989 г. Имела задачи:

— охрана и оборона советских военных объектов на полуострове Камрань;

— разминирование военных объектов на полуострове и территории, отведенной под капитальное строительство;

— обеспечение безопасной прокачки жидких грузов с танкеров на склад ГСМ;

— охрана и оборона объектов СовСМО;

— боевая подготовка как воинского временного формирования 55-й дивизии МП.

Командиры БДГ (в разные годы):

— капитан С. Г. Ефименко,

— капитан В. С. Кочегаров,

— старший лейтенант С. И. Родионов,

— капитан В. П. Харлов.

Заместители командира БДГ по политической части:

— лейтенант А. Абакумов,

— лейтенант А. Л. Шилов,

— старший лейтенант А. Д. Рокицкий.

Командиры инженерно-саперного взвода:

— старший лейтенант Березовский,

— старший лейтенант С. А. Кудряшов,

— старший лейтенант Кушнарев.

Командиры взводов:

— старший лейтенант Л. Усенко.

 

      

 

                                                                1985 г. Боевая десантная группа

                                                                    после практических занятий

 

По долгу службы неоднократно и с удовольствием заезжал в небольшой, отдельно расположенный обустроенный военный городок боевой десантной группы и военного оркестра. Несколько модулей для проживания личного состава, офицеров и прапорщиков БДГ, личного состава военного оркестра и штабной команды; хозяйственные постройки для стоянки спецтехники. Территория БДГ огорожена, опоясана колючей проволокой и охранялась часовыми на вышках с использованием поисковых собак. Все сделано личным составом БДГ и военного оркестра своими силами под руководством флотских строителей военно-строительного отряда красиво, с любовью и уютом. Бытовых неудобств личный состав не испытывал. Все служили с огромным напряжением и удовлетворением. Боевая подготовка, строевая выправка, состояние воинской дисциплины среди личного состава БДГ не беспокоили командование эскадры, так как командно-политический состав проживал здесь же, среди личного состава и жил единым коллективом при живом постоянном общении с подчиненными.

В период с 1983 по 1988 г. личным составом боевой десантной группы на полуострове Камрань обнаружено и обезврежено более 25 000 взрывоопасных предметов — неразорвавшихся авиабомб, артиллерийских снарядов, шариковых бомб, мин различного предназначения производства США и Франции. Один из таких «сюрпризов» — 155-мм снаряд обнаружен осенью 1985 г. у центральной аллеи, ведущей на причал № 3. Снаряд был погружен на самосвал КРАЗ-214, вывезен за пределы гарнизона и взорван. Помощь саперам оказывали поисковые собаки, специально обученные поиску взрывоопасных предметов.

Боевая работа саперов БДГ отмечена государственными наградами. Она была очень опасна: при разминировании различных объектов ранено девять человек, погиб старший матрос Константин Ефименко (1985). 

 

Отдельный батальон охраны (обо), войсковая часть 15310, сформирован в 1988 г. из личного состава 55-й дивизии морской пехоты ТОФ для охраны построенных СовСМО объектов и повышения устойчивости созданной системы базирования кораблей в бухте и береговых частей на полуострове Камрань. Расформирован в 1992 г.

Задачи, поставленные перед батальоном охраны:

— охрана и оборона военных объектов 17-й опэск;

— охрана и оборона объектов авиационного полка и авиационной базы (включая арсенал с оружием);

— охрана и оборона склада жидкого топлива и наземных трубопроводов от пирсовой зоны (для прокачки жидких ГСМ с прибывающих из Владивостока танкеров) до склада ГСМ;

— охрана и оборона отдельных участков побережья с точки зрения ППДО полуострова Камрань и других особо важных береговых объектов;

— охрана территории арсенала (до сдачи всех построенных объектов арсенала

вьетнамской стороне);

— охрана причального фронта;

— охрана помещений военной прокуратуры и военного трибунала, управления военного коменданта и гарнизонной гауптвахты;

— охрана объектов Военторга;

— охрана и оборона промышленной и жилой зоны СовСМО;

— ежедневная боевая подготовка в соответствии с требованиями руководящих документов 55-й димп.

Командир батальона — подполковник Сергей Алексеевич Заливашенко. В Камрани находился с 1985 г.: 1985–1988 гг. — командир роты военно-строительного отряда. В 1988 г. по ходатайству командования 17-й опэск срок командировки продлен в должности командира отдельного батальона охраны до сокращения его штатов. Весь период командировки проживал с семьей (жена, сын).

                         

 

Лейтенант С. А. Заливашенко – знаменщик 55-й  димп (1975)

                           

Заместитель командира батальона по политической части — майор Виктор Александрович Анпилогов.

Начальник штаба — майор Сергей Николаевич Плотниченко.

Командир 355-й отдельной роты охраны — капитан Сохошко.

Заместитель командира 355-й роты по политической части — старший лейтенант В. А. Гришин.

Командир 37-й роты охраны — капитан Бочаров.

Заместитель командира 37-й роты по политической части — старший лейтенант В. Ю. Калугин.

Командир комендантского взвода — старший прапорщик Г.М. Ким.

Начальник продовольственной службы — мичман Головченко.

Для размещения отдельного батальона охраны в 1988–1989 гг. силами СовСМО на территории, расположенной рядом с промышленной базой СовСМО, построен отдельный городок для размещения личного состава в домиках модульного типа, построены столовая, клуб с киноплощадкой, холодильник и хозяйственные постройки для спецтехники. Командно-политическими кадрами отдельный батальон охраны был укомплектован полностью.

В целях поддержания и совершенствования уровня боевой подготовки командованием батальона охраны планировалась и ежедневно проводилась боевая учеба личного состава, не задействованного в суточном наряде, с учетом его нахождения на территории иностранного государства и выполнения функций по охране и обороне закрепленных объектов эскадры, авиационного полка, авиационной базы, зданий военной прокуратуры, военного трибунала и СовСМО.

 



[1] Авиация и время. 1995. №6. С.12.

 



К содержанию