Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

Глава 6.  119-я бригада надводных кораблей

 

119-я бригада надводных кораблей — одно из основных и ведущих соединений 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

Основные задачи, стоявшие перед 119-й брнк:

— защита и оборона пункта базирования кораблей и авиации в Камрани;

— обеспечение безопасности судоходства советских военных кораблей и судов в Южно-Китайском море;

— недопущение сил вероятного противника к рубежу применения им оружия по нашим силам;

— ведение разведки кораблей вероятного противника и затруднение ведения им разведывательных действий.

Основные усилия командования и штаба бригады были направлены на отработку организации оперативного управления силами, взаимодействия с соединениями и частями эскадры, а также взаимодействия с командованием 4-го Военно-морского района Военно-морских сил Вьетнама.

 

Командование 19-й брнк:

Командиры бригады:

1983–1985 гг. — капитан 1 ранга В. Н. Сергеев,

1985–1987 гг. — капитан 1 ранга Ю. Г. Устименко,

1987–1989 гг. — капитан 1 ранга Ю. М. Поляков,

1989–1991 гг. — капитан 1 ранга В. И. Флоряк.

Заместители командира бригады по политической части (такая очередность была в советский период):

1983–1984 гг. — капитан 2 ранга В. И. Петрин,

1984–1987 гг. — капитан 2 ранга Ю. И. Яковлев,

1987–1991 гг. — капитан 2 ранга В. И. Толкачев.

Начальники штаба:

1983–1985 гг. — капитан 2 ранга Ю. Г. Устименко,

1985–1989 гг. — капитан 2 ранга В. А. Хорьков,

1989–1991 гг. — капитан 2 ранга П. З. Сорока.

Заместители командира бригады по электромеханической части:

1985–1987 гг. — капитан 2 ранга В. Б. Соболев,

1987–1991 гг. — капитан 2 ранга Б. В. Плесский.

 

Штаб 19-й брнк:

Флагманские специалисты:

Ф-1 — капитан 3 ранга А. П. Максимов,

       — капитан 3 ранга В. А. Чернов;

Ф-2 — капитан 2 ранга В. А. Дорохов;

Ф-3 — капитан 3 ранга А. В. Игуминов;

Ф-4 — капитан 3 ранга А. Кравченко;

Ф-РТС — капитан 3 ранга Кершинский,

             — капитан 2 ранга О. А. Перепелицин;

Флагманские специалисты СПС:

— старший лейтенант Хотько,

— капитан-лейтенант Гарнага.

Начальник секретной части:

— мичман А. Кулагин.

Первый командир бригады капитан 1 ранга В. Н. Сергеев, по рассказам офицеров штаба, командиров кораблей, выполнявших задачи боевой службы в составе 119-й брнк в разные годы, сформировал и утвердил новый стиль руководства и управления силами в учебно-боевой и повседневной обстановке. Такой стиль сохранился и в последующие годы, вплоть до расформирования соединения в октябре 1993 г.

Командование и штаб бригады как орган управления не занимались постоянными проверками и опекой подчиненных командиров кораблей, боевых частей и начальников служб, а направляли, контролировали и оказывали практическую помощь офицерскому и личному составу в отработке боевой и повседневной организации. Цель одна: быть всегда готовыми к ведению боевых действий.

В ходе боевой и оперативной подготовки командование и штаб брига­ды главное внимание уделяли качественным показателям:

— достижению высокого уровня профессионализма и полной компетентности при выполнении функциональных обязанностей;

— решению всех курсовых и учебно-боевых задач только на «хорошо» и «отлично»;

— привитию всему личному составу чувства неукоснительной ответственности за порученное дело;

— достижению предельной быстроты, максимальной точности, надежной скрытности и полной внезапности при решении боевых задач;

— умению уверенно действовать как самостоятельно, так и при тесном взаимодействии с другими силами.

Применительно к условиям и месту базирования основу боевой подготовки бригады составляли вывод ее кораблей из-под удара «противника» и рассредоточение их в назначенные районы. Скрытность достигалась систематической отработкой управления силами в режиме полного радиомолчания в любое время суток. Боеготовность сил достигалась постоянными тренировками и учениями в реальных условиях, приближенных к боевым.

Основную угрозу силам эскадры представляли внезапные удары авиации, корабельных крылатых ракет и скрытные действия подвод­ных диверсантов вероятного противника. Поэтому все силы и система управления бригады ориентировались на отработку быстроты и четкости действий. Исходя из этого, и определялась направленность боевой подготовки 119-й брнк.

Командир 119 бригады надводных кораблей

 

Бывший командир 119-й брнк Юрий Гаврилович Устименко, ныне вице-адмирал в отставке, так описывает события 1984–1987 гг.:

«Никто не знает, когда начнется война, а поэтому необходимо всегда быть готовыми к ведению боевых действий. При выполнении задач боевой службы в иностранном порту мы всегда помнили и свято выполняли завет адмирала С. Макарова: «Помни войну!».

Основную угрозу для сил в Камрани могли представлять налеты авиации США с использованием ракет типа «Гарпун» и «Томагавк», надводные корабли, мины и подводные диверсанты. Поэтому главным при практической отработке командиров кораблей считал противовоздушную, противолодочную, противоподводно-диверсионную, противоминную оборону, защиту от оружия массового поражения, маскировку кораблей и радиоэлектронную борьбу. Основные акценты в вопросах отработки боевой подготовки сделал на управление имеющимися силами при соблюдении полного радиомолчания с использованием днем специальных флагов, а ночью — клотиков, постоянную готовность сил к отражению атак вероятного противника и вывод их из-под удара.

На учениях и тренировках отрабатывали действия катеров, тральщиков, противолодочных, ракетно-артиллерийских сил и вспомогательных судов. Предварительно (на непродолжительных занятиях) определялись цели, задачи и роль каждого корабля при решении тех или иных задач. Изучали и усваивали необходимые сигналы управления из действующих руководящих документов и таблиц условных сигналов.

С командирами всех рангов и степеней определили очередность выхода, места рассредоточения, запасные районы, все виды обороны, возможное взаимодействие.

На тренировках и учениях отрабатывались практические действия. Главное — непрерывное управление силами, где бы командир ни находился. Сигнал о начале боевых действий или выхода в места рассредоточения мог подаваться с любого корабля, катера или судна. Все катера, корабли и суда немедленно репетовали, что позволяло убедиться в приеме сигнала, и приступали к их исполнению.

Большую роль в действиях сил играло взаимодействие всех участников. Только слаженность в вопросах управления и действиях сил могла обеспечить наибольшую эффективность. Такое взаимодействие было достигнуто.

Приведу пример одной несанкционированной проверки вывода сил бригады из-под удара. Однажды между командиром бригады и начальником штаба эскадры возникли разногласия по достигнутому уровню боеготовности сил соединения. Пришлось в споре доказывать истину: «Зайду на ближайший корабль, отдам приказание вахте, и все соединение экстренно снимется с якорей и выйдет в районы рассредоточения в установленные сроки». Заключили пари. Для убедительности в присутствии офицеров штаба эскадры подошел к рядом стоящему у причала катеру и отдал приказание вахте поднять флаги «И» — боевая тревога и «Б» — сняться с якорей. Сверив часы, стали молча наблюдать за действиями кораблей.

Все корабли и суда отрепетовали данные сигналы. Ни одного распоряжения больше не отдавалось. По отработанной схеме начали сниматься со швартовов и якорей и поочередно выходить в назначенные районы: катера, рейдовые тральщики, ракетные и артиллерийские катера, морские тральщики, противолодочные и ракетные корабли, вспомогательные суда и транспорта. Даже плавмастерская, простоявшая у причала около года, вышла в назначенный район. Норматив был перекрыт, а командир бригады часом позже оправдывался перед командиром эскадры вице-адмиралом А. А. Кузьминым за самовольную внезапную проверку боеготовности вверенных сил (без личного разрешения командира эскадры командир соединения не имел права самостоятельно приводить в полную боевую готовность даже свое соединение).

Кстати, отданная мною команда касалась только кораблей бригады, но ее исполнили тогда все силы эскадры. Этот пример характерен тем, что опыт начала Великой Отечественной войны не забыт и что в реальной обстановке некогда будет запрашивать разрешения у вышестоящего командования и согласовывать действия со штабами нескольких соединений.

Исход боя иногда решается секундами, а потому необходимо отрабатывать управление силами так, чтобы все понимали начальника и действовали по единому плану и замыслу. Такая организация достигается непрерывной учебой и практической отработкой сил.

Приведу еще один пример обеспечения сил в операционной зоне.

Отряд построенных на судостроительном заводе в г. Николаеве новых боевых кораблей осуществлял переход на Тихоокеанский флот под командованием вице-адмирала В. С. Круглякова. Бригаде была поставлена задача: во взаимодействии с кораблями дивизиона ОВР и авиацией обеспечить безопасность прохода отряда кораблей от Сингапурского пролива до входа в бухту Камрань. При ограниченных силах, которыми тогда располагала бригада, данная задача была решена. Противовоздушная, противолодочная, противоминная и противодиверсионная оборона кораблей была выполнена в соответствии с «Тактическим руководством». Вице-адмирал В. С. Кругляков был восхищен морской выучкой экипажей кораблей и взаимодействием всех обеспечивающих сил.

При проведении любых действий подготовка сил заключается не в разработке огромного количества документов (из которых большинство никому не нужны), а в проявлении высокого уровня профессионализмом при исполнении служебных обязанностей.

Однако не только боевая подготовка сплачивает людей, но и повседневная деятельность.

В выходные дни или в свободное от боевой подготовки время весь личный состав бригады принимал участие в благоустройстве пункта базирования:

— ремонтировали причалы, дороги, коммуникации;

— расчищали плац от растекшегося из цистерн американского гудрона;

— оказывали помощь личному составу военно-строительного отряда по возведению жилых модулей и объектов жизнедеятельности эскадры;

— проводились субботники и воскресники по благоустройству территории, спортивных площадок, находившихся рядом с пирсами;

— проводили соревнования по волейболу, футболу, боксу, плаванию и другим видам спортивного многоборья.

Во всех мероприятиях принимали участие офицеры, мичманы, личный состав срочной службы. Организацией проведения выходных и праздничных дней, субботников и воскресников занимались командиры, штабы, политработники. Музыкальное сопровождение мероприятий, освещение их в стенной печати и по громкоговорящей связи поднимало настроение и создавало хороший настрой на службу. Проводимые мероприятия заканчивались награждением лучших. Все это сближало и воспитывало личный состав в духе состязательности и доброжелательности. Постоянная занятость людей не оставляла времени на нарушения воинской дисциплины, в том числе на неуставные взаимоотношения и меновые сделки…

Шел семнадцатый месяц «отдыха» в бухте Камрань и близлежащих океанах. Усталость сказывалась во всем.

Наконец 29 декабря получил разрешение на отпуск с 30 декабря. Проводить меня в отпуск прибыл командующий 4-м военно-морским районом ВМС СРВ товарищ Конг. Между нами произошел следующий диалог:

— А зачем вы собираетесь улетать? Мы вам организуем хороший отдых в Камрани и Ня-Чанге, в Далате.

— Спасибо, Конг, но у меня есть жена, сын, родные, которые ждут меня.

— Найдем вам жену и детей. Разве вам не нравятся наши девушки?

— Спасибо за предложение. Ваших девушек видел. Они прекрасны. Скучаю по своим.

— А почему у вас так мало детей? У меня их трое. Вот возьмите настойку на змеях, она поможет вам иметь больше детей (и вручил трехлитровую банку настойки на змеях).

— Спасибо, дорогой Конг, но на расстоянии более десяти тысяч километров никакая настойка не поможет иметь своих детей.

Попрощавшись, мы временно расстались.

Когда я вернулся из отпуска, командир эскадры поставил задачу: «Готовиться к инспекции Министерства обороны СССР».

Поставил задачи штабу и командирам кораблей по подготовке к инспекторской проверке. Особое внимание обратил на практическую сторону подготовки, отработку боевых расчетов, предварительное планирование боевых действий по возможным вариантам. Уточнил состав боевых групп: корабельная ударная группа (КУГ), корабельная поисково-ударная группа (КПУГ), корабль радиолокационного дозора (КРЛД), корабельная тральная группа (КТГ). Назначил командиров этих групп, определив свой основной и запасной командные пункты, боевых заместителей. Вместе со штабом брига­ды начали планировать возможные варианты вводных и действия по ним.

С прибытием инспекции Генерального штаба командирам соединений были вручены пакеты с разрешением на вскрытие после выхода в море. Выведя по команде соединение кораблей в море по ранее отработанному плану, соблюдая очередность и боевые порядки, вскрыл пакет. В нем было боевое распоряжение на учение…»

Командованию бригады на данном учении было приказано развернуть свой командный пункт на большом противолодочном корабле, выполнявшем функции корабля радиолокационного дозора.

Согласно вводным штаба руководства, корабль получил «значительные повреждения», из-за чего он был лишен возможности управлять силами.

Невзирая на такую обстановку, командиры КУГ и КПУГ не растерялись и самостоятельно принимали решения на основе полученных знаний и приобретенного опыта. Знания, опыт, ответственность командиров позволили обнаружить и «уничтожить» подводную лодку условного противника.

КУГ, укрывшись между островами в море и соблюдая скрытность и маскировку, с получением приказания нанес условный ракетный удар по авианосной ударной группе «противника», прошедшей через Сингапурский пролив в зону ответственности эскадры. Ни авиацией, ни радиоразведкой корабли КУГ до нанесения условного удара обнаружены не были.

По результатам инспекторской проверки Генерального штаба Вооруженных сил СССР в 1986 г. 119-я брнк оценена на «хорошо». По планированию боевой подготовки, разработанным оперативным документам и повседневной деятельности серьезных замечаний не сделано. Бригада была объявлена одним из лучших соединений оперативной эскадры. Это — итог многолетней напряженной боевой подготовки и воспитательной работы командования и штаба бригады.

Командир 119-й брнк капитан 1 ранга Ю. Г. Устименко практиковал прием пищи на разных кораблях, а на вечерний чай приходил на лучший корабль, катер или судно по итогам соревнования за истекшие сутки. Появилась состязательность между экипажами по содержанию кораблей, внешнему виду личного состава, качеству и разнообразию пищи. На вечерний чай старались приготовить блины, булочки и другую выпечку. Тяжелее всех приходилось катерникам, у которых не было камбуза, а на одной электрической плитке особенно не пофантазируешь. Но именно на катерах, где исторически считали экипажи самыми неорганизованными, были самые сплоченные и дружные команды. Наверное, потому что корабли находились на боевой службе постоянно, а матросы и старшины прибывали на корабль с молодым пополнением и, отслужив положенные сроки военной службы, убывали в г. Владивосток, расставаясь со своим экипажем как с родным.

26 марта 2010 г. 23 года спустя. Они же: командир бригады и начальник штаба

 

Корабли боевой службы 119-й брнк

Ракетный крейсер «Владивосток» пр. 1134 (до 1977 г. — БПК):

Командир — капитан 3 ранга Михаил Николаевич Иванов, заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Владимир Геннадьевич Кузнецов.

 

Спущен на воду 1 августа 1969 г. на судостроительном заводе им. А. А. Жданова (Северная верфь) как большой противолодочный корабль, 11 сентября того же года включен в состав Балтийского флота. 1 октября 1969 г. переведен в состав Северного, а 10 февраля 1970 г. — Тихоокеанского флота.

Приказом министра обороны СССР от 24 апреля 1977 г. корабль был переведен в класс ракетно-артиллерийских кораблей.

Вооружение:

артиллерийское: 2 х 2 57-мм артиллерийской установки (АУ) АК-725 (боезапас — 4400 выстрелов);

противокорабельное: 2 х 2 пусковых установки (ПУ) ПКР П-35 (бое­запас — 4 ПКР П-35);

противолодочное вооружение: 2 х 5 (5-трубных) ПТА-53-1134 (10 торпед СЭТ-65), 2 х 12 РБУ-6000 Смерч-2» (боезапас — 144 РГБ-60), 2 х 6 РБУ-1000 (боезапас — 48 РГБ-10);

зенитное ракетное: зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Волна-М» (64 ЗУР В-601). Авиационная группа — один вертолет Ка-25РЦ или один Ка-25ПЛ.

РКР «Владивосток» совершил дальние походы в Сомали, Судан, Маврикий, Индию, завоевывал приз главкома ВМФ по ракетной подготовке.

Четыре корабля, построенных по пр. 1134, из-за неготовности одного из главных комплексов оружия — ЗРК М-11 «Шторм», явились кораблями промежуточного проекта. С принятием на вооружение ЗРК М-11Т «Шторм» пятый корпус уже строился по скорректированному проекту 1134А как большой противолодочный корабль.

Ракетный противокорабельный комплекс П-35, установленный на первых четырех корпусах, был заменен на пятом и последующих корпусах на противолодочный комплекс (ПЛРК) управляемых ракет (ПЛУР) «Метель»: вместо двух спаренных пусковых установок были размещены неподвижные счетверенные ПУ, т. е. их боекомплект увеличивался вдвое. Оба комплекса — и ЗРК, и ПЛРК — имели одну единую систему управления «Гром-М», состоявшую из носового и кормового антенных постов. Противолодочное вооружение, помимо ПЛУР, включало два 5-трубных торпедных аппарата для 533-мм торпед и по две реактивных бомбометных установки РБУ-6000 и РБУ-1000.

 

 

 1 – реактивные бомбомёты РБУ-6000;  

 2 – двухбалочные ПУ ЗРК «Шторм»;

 3 – пусковые установкимех  ПК-2;

 4 – счетверённые ПУ ПЛРК  «Метель»;

 5 – салютное орудие;

 6 – антенныц пост системы управления ЗРК и ПЛРК  «Гром-М»;

 7 – 30-мм шестиствольные ЗАК АК-630;

 8 – навигационная РЛС;

 9 – трёхкоординатная РЛС  МР-600  «Восход»;

10 – станция РЭБ;

11 – РЛС  «МР-310А»  «Ангара»;

12 – антенный пост системы управления ЗРК «Гром-М»;

13 – РЛС  МР-103 «Барс» управления стрельбой 57-мм АУ;

14 – 533-мм торпедные аппараты;

15 – 57-мм универсальные АУ  АК-725;

16 – реактивные бомбомёты РБУ- 1000;

17 – вертолётный ангар;

18 – ВПП;

19 – противолодочный вертолёт Ка-25 ПЛО.

 

 

Все корабли данного проекта в различных модификациях состояли на вооружении Военно-морского флота и СССР и РФ. В течение службы на некоторых БПК пр. 1134А вооружение обновлялось. В частности, ЗРК «Шторм» заменен на улучшенный «Шторм-М», а ЗРК «Метель» — на универсальный комплекс «Раструб» с ракетой 85-РУ.

Все 10 кораблей проектов 1134 и 1134А были исключены из состава ВМФ в 1992–1993 гг., четыре из них в 1994 г. отбуксированы в Индию для разделки на металл.

 

Большие противолодочные корабли пр.1134А:

«Маршал Ворошилов»:

Командир корабля — капитан 2 ранга Виктор Васильевич Мартынов.

 

«Василий Чапаев»:

Командир корабля — капитан 2 ранга Юрий Николаевич Фурлет; заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Николай Федорович Хлупин.

 

 

 

«Адмирал Октябрьский»:

Командир — капитан 2 ранга Владимир Федорович Волков (19881990); заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Ростислав Анатольевич Корыбко.

 

 

 

Большие противолодочные корабли пр. 1155:

«Адмирал Захаров»:

Командир — капитан 1 ранга Александр Владимирович Пискунов, заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Анатолий Алексеевич Охотников.

 

 

«Адмирал Трибуц»:

Командир корабля — капитан 2 ранга Владимир Павлович Масько, заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Рости­слав Арнольдович Колесников, старший помощник командира — капитан 3 ранга Сергей Владимирович Федосеев.      

 

Большой противолодочный корабль пр. 57 «Гневный».

Большие противолодочные корабли пр. 61: «Способный», «Строгий».

Эскадренные миноносцы пр. 956: «Боевой», «Бурный», «Быстрый», «Осмотрительный», «Стойкий». 

Эскадренные миноносцы проекта 956 ознаменовали собой возрождение класса эскадренных миноносцев после 20-летнего перерыва. Они стали эсминцами третьего поколения и за всю историю отечественного флота официально были причисленные к кораблям 1 ранга. Всего было заложено и построено 18 кораблей этого типа.

 

 

Эскадренный миноносец пр.  956

 

Эсминец пр. 956 имел мощное ударное ракетное вооружение (УРО) и противовоздушной обороны, однако средствами ПЛО обеспечивали лишь защиту от подводных лодок.

Корабль вооружили новейшим противокорабельным комплексом «Москит» с двумя 4-контейнерными ПУ. Активно-пассивная система управления ракетами «Минерал» расположена в обтекателе на крыше носовой надстройки. Корабельная система управления (КСУ) позволяет выполнить 8-ракетный залп всего за 30 секунд. Начиная с эсминца «Беспокойный», устанавливался усовершенствованный комплекс «Москит-М» с ракетой ЗМ-82 — сверхзвуковой низковысотной противокорабельной крылатой ракетой с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой.

 

 

пкр "Москит"

 

 

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, «Москит» является лучшей противокорабельной ракетой в мире и от нее невозможно уклониться. После старта ПКР «Москит» делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полета около 20 м, при подходе к цели происходит снижение до 7 м (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 g. Противник может заметить ракету всего за 3-4 секунды до ее попадания в цель.

За счет огромной кинетической энергии ракета пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить даже крупные корабли класса крейсер.

130-мм универсальные артустановки главного калибра АК-130 предназначены для уничтожения морских, воздушных и береговых целей. Темп стрельбы одной артустановки — от 20 до 90 выстрелов в минуту, максимальная дальность стрельбы — 24,1 км. Боезапас на ствол — 500 выстрелов, из которых до 180 всегда готовы к автоматической стрельбе. Четыре ствола эсминца способны выбрасывать за одну минуту 6012 кг металла.

Одно из новшеств — оптико-локационная станция, находящаяся в носовой части корабля — между мостиком и ПУ ЗРК; она совмещает в себе лазерный дальномер и локатор для управления стрельбой артиллерии и целеуказания. ПВО помимо двух спаренных 130-мм универсальных скорострельных орудий обеспечивают 2 ПУ ЗРК «Ураган» (48 ракет). ЗРК «Ураган» способен вести одновременный обстрел 4–6 воздушных целей на высотах от 10 до 15 000 м и дальности от 3 до 25 км. Темп стрельбы — 1 запуск в 6–12 секунд. Вероятность поражения самолета 2-ракетным залпом достигает 0,81–0,96.

После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта 956 была прекращена из-за проблем с финансированием.

 

Сторожевые корабли пр. 1135: «Разумный», «Летучий».

СКР «Летучий»:

Зачислен в списки кораблей ВМФ 7 мая 1975 г.

9 марта 1977 г. заложен на стапеле ССЗ им. А. А. Жданова в Ленинграде.

Спущен на воду 19 марта 1978 г.

Вступил в строй 10 августа 1978 г.

20 сентября 1978 г. после межфлотского перехода вокруг Африки из Балтийска в Петропавловск-Камчатский включен в состав Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ.

13–17 декабря 1981 г. нанес визит в Мапуту (Мозамбик) и в декабре же 1981 г. произвел деловой заход в Викторию (Сейшельские о-ва).

С мая 1987 по октябрь 1991 г. модернизован на «Дальзаводе» во Владивостоке по пр. 1135.2.

До 1994 г. временно входил в состав 201-й бригады противолодочных кораблей (брплк) 10-й опэск.

В 1992 и 1999 гг. завоевывал призы ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ).

Вооружение: 2-x 4 ПУ ПЛРК (4 ракето-торпеды «Метель»), 2 x 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2 x 2 76-мм АУ АК-726, 2-x 12 РБУ-6000, 2 x 4 533-мм ТА, мины заграждения.

В 2005 г. исключен из состава флота и выставлен на конкурсные торги по утилизации.

Сторожевой корабль «Летучий» пять раз заходил в порт Камрань.

1. Сентябрь 1979 г. — заход для пополнения запасов и отдыха личного состава во время межбазового перехода с Балтийского моря после постройки в основную базу — порт Владивосток.

Командир корабля — капитан 3 ранга А. Г. Зозуль, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Н. Ф. Хлупин, старший помощник командира — капитан-лейтенант Н. А. Михеев, командир БЧ-5 — старший лейтенант А. И. Узаревич.

2. Январь — июнь 1980 г. — несение боевой службы в порту Камрань.

Командир корабля — капитан 3 ранга А. Г. Зозуль, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Н. Ф. Хлупин, старший помощник командира — капитан-лейтенант Б. Г. Бойков, командир БЧ-5 — капитан-лейтенант А. И. Узаревич.

3. Август 1980 — февраль 1981 г. — несение боевой службы в порту Камрань.

Командир корабля — капитан 3 ранга А. Г. Зозуль, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Н. Ф. Хлупин, старший помощник командира — капитан 3 ранга Б. Г. Бойков, командир БЧ-5 — капитан-лейтенант А. И. Узаревич.

4. Май 1982 г. — пополнение запасов и отдых личного состава после несения боевой службы в составе 8-й опэск кораблей ВМФ.

Командир корабля — капитан 3 ранга В. А. Хорьков, заместитель командира по политической части — старший лейтенант С. С. Мороз, старший помощник командира — капитан 3 ранга Б. Г. Бойков, командир БЧ-5 — капитан 3 ранга А. И. Узаревич.

Старший на борту — начальник политического отдела 10-й опэск капитан 1 ранга В. Г. Калинин.

5. Май — сентябрь 1985 г. — несение боевой службы в составе 17-й опэск.

Командир — капитан 3 ранга М. Ю. Волк.

 

Светлой памяти сторожевого корабля «Летучий» —

свидетеля наших взлетов, падений, радостей и огорчений,
настоящего боевого «друга»…

Нас с тобою событий сближает немало —

Были дни поражений, минуты побед.

Кто сказал, что корабль — это груда металла?

Что, мол, палуба есть, а души вроде нет?..

       Я же помню, как жалобно сходня скрипела

       И надрывно визжали крутые борта,

       Когда в доке скребли твое черствое тело

       И варили измятую лопасть винта.

Но зато в океанской купели могучей

Мы просили тебя: «Ну, дружище, вперед!»

Ты оправдывал гордое имя «Летучий»,

И начальство в Москве не краснело за флот.

       Да, успехи тебе не носили на блюдце,

       Но сплоченнее делался твой экипаж:

       Где надежный корабль — там надежные люди,

       И комиссии брали мы на абордаж.

А как чутко на радость и боль откликался,

Даже цвет ты, казалось, менял неспроста:

В дни тревог, нам сочувствуя, серым казался,

Светло-синими в праздники были борта.

      Жизнь сложна, мой корабль. Кто нахальнее —

      Лагом пусть становится к стенке, коль место там есть!

      Я желаю тебе под Андреевским флагом

      Никогда не терять ни надежду, ни честь.

Допускаю, знакомые скептики скажут,

Мол, для рифмы про душу поет, — хитрый черт…

Я ж, с тебя уходя, незаметно поглажу

Твой прохладно-шершавый, но ласковый борт.

       Не грусти, что летят так стремительно годы,

       Посмотри, сколько светлых улыбок вокруг!

       Добрых ветров тебе, океанской свободы,

       С днем рожденья, мой старый испытанный Друг!

Куц Андрей Андреевич, капитан-лейтенант,
командир БЧ-5 СКР «Летучий»

 

 

 

 

Сторожевой корабль пр.1135М «Ревностный».

Командир корабля — капитан 3 ранга А. Г. Коломейцев.

 

Сторожевые корабли пр. 159:

СКР-3: командир — капитан 3 ранга А. Н. Соколов.

СКР-43: командир — капитан-лейтенант С. И. Бойко.

СКР-46: командир — капитан 3 ранга Н. Н. Резяпов.

Основное назначение корабля — борьба с подводными лодками. До мая 1966 г. классифицировались как противолодочные корабли. Выведены из состава ВМФ в первой половине 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

Малые ракетные корабли пр. 1234.

 

 

Малые ракетные корабли (МРК) пр.1234 предназначались для нанесения ракетных ударов по кораблям и транспортам противника в открытых районах моря, при отражении десантов и при действиях на морских коммуникациях. Главное оружие — ракетный комплекс «Малахит» с шестью пусковыми контейнерами для пуска противокорабельных ракет. Систему самообороны от средств воздушного нападения обеспечивает ЗРК «Оса-МА» и артиллерийские установки АК-630 и АК-176 с системой управления стрельбой «Вымпел».

МРК «Муссон»: командир — капитан 3 ранга В. В. Филиппов (награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени), заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. Селиванов, помощник командира — капитан-лейтенант В. Рекиш.

В состав 17-й опэск МРК прибыл для выполнения задач боевой службы в мае 1984 г., убыл — в мае 1985 г.

16 апреля 1987 г. капитан 3 ранга В. Рекиш, будучи уже командиром МРК «Муссон», погиб вместе с кораблем после случайного попадания ракето-мишени РМ-15М во время учебной стрельбы в Японском море.

 

1984 г. Экипаж мрк «Муссон»

 

МРК «Бриз»: командир — капитан 3 ранга Ю. С. Гребенник (дважды выходил на боевую службу), награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени; заместитель командира по политической части — старший лейтенант С. И. Карпов.

МРК «Смерч»: командир — капитан-лейтенант М. З. Калашников.

МРК «Тайфун»: командир — капитан 3 ранга А. П. Кузьмин.

МРК «Циклон»: командир — капитан 3 ранга С. А. Чернов (дважды выходил на боевую службу).

 

Ракетные катера пр. 1241.

 

 

Ракетные катера (РКА) пр. 1241 предназначены для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника в открытом море, для усиления противовоздушной и противокатерной обороны групп кораблей, транспортов. Для решения этих задач катер имеет ракетный комплекс «Москит» в составе четырех пусковых контейнеров со сверхзвуковыми ракетами и системой обнаружения целей и управления подготовкой и производством пуска ракет. Самооборону обеспечивают ЗРК «Стрела» и артустановки АК-176 и две АК-630.

РКА «Р-45»: командир — капитан-лейтенант Ф. М. Ишмуратов.

РКА «Р-83»: командир — капитан-лейтенант Е. П. Кожунов.

РКА «Р-76»: командир — капитан-лейтенант А. В. Витко;

РКА «Р-261»: командир — капитан-лейтенант А. А. Залесский.

 

Катера пр.1241 в ракетном и противолодочном вариантах продавались на экспорт и по зарубежной классификации рассматривались как корветы. В 1991 г. Индия купила лицензию и начала самостоятельно строить корабли пр.1241 для прикрытия кораблей и транспортов своего флота от ударов воздушного и надводного противника.

 

Звено артиллерийских катеров.

Командир звена — капитан-лейтенант Макиенок.

Артиллерийский катер пр. 368РС (2 ед.)

 

 

Артиллерийский катер пр. 376 (2 ед.)

 

Торпедолов ТЛ-1302 пр. 1388 — прибыл в 1985 г. с Черноморского флота.

Старший на переходе — капитан-лейтенант И. И. Петраков.

Командир торпедолова — мичман Рахимов.

 

 

Тактико-технические данные противокорабельных и противолодочных ракет
надводных кораблей 119-й брнк

Наименование и обозначение

Дальность

полета,

км

Масса

ракеты,

т

Боевая часть

Тип двигателя

Скорость полета,

км / час

Состоит на вооружении

масса БЧ,

кг

снаряжение боевой части

«Базальт»

550

4,8

1000

обычная или ядер. заряд

турбореактивный

3000

ТАКР

пр. 1143,

РКР пр. 1164

«Гранит»

П-700

 

600

5,0

700

обычная или ядер. заряд

турбореактивный

1900

ТАКР

пр. 1143,

РКР пр. 1144

«Москит»

 

90

3,5

800

обычная или ядер. заряд

турбореактивный

3200

ЭМ пр. 956, МРК

пр. 1239,

РКА пр. 1241

«Вулкан»

 

1000

3,2

800

обычная

или

ядер. заряд

турбореак-

тивный

2000

РКР

пр. 1164

«Уран»

350

2,0

500

обычная

турбореак-

тивный

2500

СКР

пр. 1135,

МРК

пр. 1234.2

«Метель»

 

РПК-1

 

40

 

Самонаводящаяся торпеда

 

 

 

БПК

пр. 1134А,

СКР

пр. 1135

«Раструб»

УРПК-4 /

КТ-100

59

 

Самонаводящаяся торпеда

СЭТ-65

 

 

 

БПК

пр. 1134Б

 

 

Тактико-технические данные зенитных ракет надводных кораблей 119‑й брнк

 

Наименование

Досягаемость,

км

Масса

боевой части,

кг

 

Масса ракеты

Скорость

полета,

км / час

«Шторм»

55

60

540

3000

«Оса»

12

50

180

3000

«Форт»

90

90

800

2700

«Ураган»

25

70

690

3700

«Кинжал»

12

15

165

2500

 

Во время сбора материала к историческому обзору о деятельности 17-й опэск автор получил много интересных воспоминаний ветеранов Военно-морского флота, чья служба была связана в разные годы с эскад­рой. Эти материалы считаю бесценными, так как они более детально отражают содержание минувших событий, чем архивные документы. Да порой в архивах они просто не отражены, так как отношение к военной истории многие последние десятилетия было «плевое» — историческая правда, по выражению одного из бывших начальников Главпура, «мешает жить». Манипуляции историческими фактами не только искажают сущность прошлого Отечества, но и наносят прямой ущерб ему — Отечеству, всему нашему обществу. Поэтому не случайно, что Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2009 г. была создана Комиссия при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. За державу, видимо, обидно стало. Но… гладко было на бумаге: в 2011 г. ликвидирована Историческая группа ВМФ. Историческая деятельность замерла.

Поэтому обратимся «к памяти народной» — воспоминаниям ветеранов Военно-морского флота…

В 2011 г. по электронной почте «Клуб адмиралов» получил следующее письмо:

«Уважаемые боевые друзья, ветераны Камрани!

Обращается к вам капитан 1 ранга запаса УЗАРЕВИЧ Анатолий Иванович, кавалер орденов «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 2-й и 3-й степеней.

На сайте «Клуб Адмиралов» ознакомился с проектом готовящейся к изданию книги и просьбой сообщить о своем участии в описываемых событиях.

Мне не пришлось непосредственно служить в структурах 922-го ПМТО и 17-й опэск. Но в описываемый вами период я проходил службу на кораблях ТОФ в различных должностях:

1979–1982 гг. — командир электромеханической боевой части БПК (СКР 2-го ранга) «Летучий»;

1982–1983 гг. — командир электромеханической боевой части БПК «Ташкент».

1985–1988 гг. — заместитель начальника ЭМС 10-й опэск;

1988–1993 гг. — заместитель командира — начальник ЭМС 10-й опэск;

1995–1999 гг. — начальник отдела боевой подготовки Технического управления ТОФ.

Как следует из исторического обзора, «Летучий» за период с 1979 по 1982 г. 5 раз заходил в порт Камрань. Четырежды на СКР «Летучий» командиром БЧ- 5 был А. И. Узаревич. Эти годы для молодого инженер-механика — это годы накопления бесценного опыта эксплуатации материальной части в жарких тропических условиях. На всех последующих должностях мне приходилось тесно взаимодействовать с электромеханической службой 17-й опэск и 922-го ПМТО. Поэтому имею свое мнение о характере взаимодействия, и позвольте поделиться своими воспоминаниями…

В соответствии с планом боевого использования кораблей ТОФ, в зависимости от занимаемой должности, мне приходилось участвовать в подготовке материальной части, личного состава, самого корабля к выполнению поставленных задач и непосредственно выполнять задачи боевой службы в районах Индийского океана и Южно-Китайского моря. Как правило, все корабли 10-й опэск, несущие БС в южных широтах, в начале и конце похода заходили в порт Камрань. Правда, цели, а соответственно и отношения должностных лиц служб 17-й опэск, были различными. Если корабль был «проходящим» и не было особых вопросов для восстановления технической боеготовности — с ним обходились как с гостем. Но если корабль предназначался для временного включения в состав сил 17-й опэск — боеготовность корабля проверялась тщательно и скрупулезно. Так было заведено во всех оперативных соединениях «зарубежного базирования».

К чести офицеров 17-й опэск, они не только «проверяли нас с толком», но и предметно, серьезно помогали в устранении выявленных недостатков, а не только рапортовали «наверх», как это зачастую имело место в 5-й (Средиземноморской) и 8-й (Индийской) эскадрах. Хотя такой подход сформировался не сразу и стал результатом работы командования эскадры с офицерами штаба и служб соединения.

Первое мое знакомство с бухтой Камрань и формирующимся 922-м ПМТО состоялось весной 1980 г. при возвращении СКР «Летучий» с межфлотского перехода и несения боевой службы в Индийском океане. За кормой были «горячие встречи» со штабами 5-й и 8-й эскадр, переход Суэцким каналом, обкатка новой техники и притирка экипажа. Дело в том, что командир корабля (капитан-лейтенант А. Г. Зозуль), старший помощник командира и командиры БЧ-2 и БЧ-5 пришли на корабль уже во время государственных испытаний, менее чем за полгода до выхода корабля из Балтийска. И если сплотить экипаж удалось, то «обуздать нрав» «Летучего», его технических средств удавалось не всегда, что офицерами штабов ставилось в вину экипажу и командованию корабля.

Заход «Летучего» в Камрань, его швартовка к причалу, еще недавно занимаемого кораблями США, был и для нас, и для «новоселов» ПМТО новым делом, но мы успешно с ним справились. Тогда их «боевых» сил-то у них была всего одна плавмастерская. Взаимоотношения были простыми и деловыми. К сожалению, в памяти уже не сохранились фамилии офицеров и мичманов ПМТО, но они, сами только-только прибывшие в эти места, помогали нам, чем могли, и в восстановлении технической боевой готовности корабля, и в организации отдыха личного состава. После непродолжительной стоянки мы тепло попрощались, не зная, что через полгода встретимся вновь.

СКР «Летучий» с постройки оправдывал свое имя — он никогда и нигде долго не задерживался. Не успев освоиться в родной базе в Золотом Роге, в конце 1979 г. мы во второй раз ушли на юг выполнять задачи боевой службы в Южно-Китайском море. И опорной точкой, базой технической поддержки корабля стал 922-й ПМТО в Камрани. И для нас, и для личного состава пункта технического обеспечения новая встреча была полезна и поучительна. На протяжении шести месяцев мы выполняли поставленные задачи боевой службы. 922-й ПМТО, как вышестоящая инстанция, обеспечивал выполнение свойственных кораблю задач, проявляя заботу и внимание. Мы тоже старались помочь, выделяя личный состав на охрану и на хозяйственные работы. А рабочих рук требовалось немало, так как прибрежная полоса базы была в запущенном состоянии. Зачастую кораблю приходилось отстаиваться на рейде, так как на пирсе шли восстановительные работы. Но вскоре все наладилось, и при стоянке в базе на «Летучем» частыми гостями стали военнослужащие ВМС СРВ. Экипажу также удавалось отдохнуть на берегу, искупаться и понырять за «дарами моря» в бухте Камрань.

 

Бывают подчиненные, которым командиру следует строго указывать на недостатки

 

Проверкой боевой готовности корабля были боевые дежурства в районе о. Хайнань и Парасельских островов. К ним наш экипаж СКР «Летучий» готовился с полной отдачей. Значительную помощь в этой подготовке оказывал личный состав 922-го ПМТО, который выполнял все заказы экипажа корабля по восстановлению корабельной техники и пополнению запасов. Корабль всегда был готов к выполнению задач боевого дежурства, хотя задачи были непростыми. И не только из-за неблагоприятных погодных условий, но и из-за, мягко говоря, недружественного к нам отношения ВМС иностранных государств.

Впоследствии мне неоднократно доводилось бывать в Камрани: на СКР «Летучий», на БПК «Ташкент» в 1982–1983 гг. — в должности командира БЧ-5, затем на ТАКР «Фрунзе», БПК «Адмирал Захаров» и БПК «Строгий». Еще больше пришлось взаимодействовать с управлением и электромеханической службой 17-й опэск в вопросах подготовки кораблей 10-й опэск ТОФ к несению боевой службы как заместителю, а с 1988 г. заместителю командира по электромеханической части — начальнику электромеханической службы 10-й опэск.

 

 

 

Офицеры штаба 10-й опэск убыли на катере с таркр «Фрунзе»

 

Отношения были разными — в зависимости от времени, занимаемой мной должности и состава управления 17-й опэск. Последнее упомянуто не без оснований — личностные отношения всегда влияют на отношения должностные. А если сюда накладывается, назовем это как, «состязательность» управлений двух соединений (10-й и 17-й опэск), то объективность в рассмотрении вопросов взаимодействия начинает хромать.

Хорошо помню «беседу» с заместителем командира по электромеханической части — начальником электромеханической службы 17-й опэск капитаном 1 ранга Леонидом Петровичем Мурдасовым по прибытию БПК «Ташкент» в зону ответственности эскадры. Офицер грамотный и принципиальный, знающий от корки и до корки все документы по эксплуатации, но с небольшой практикой непосредственной эксплуатации электромеханических установок, тем более газотурбинных, работу строил в основном на проверке состояния эксплуатационной документации и беглой проверке знаний личного состава. А при той нагрузке на офицерский состав в период подготовки к боевой службе до документации не всегда руки доходят. Знал Леонида Петровича с осени 1973 г., встречаясь с ним в Индийском океане (он там был в должности заместителя начальника электромеханической службы 8-й эскадры), где и «выкристаллизовался» его стиль работы. Мы в меру сил подготовились к встрече. Но надо было такому случиться, что в период проверки из-за непредусмотрительности вахты был обесточен корабль. В силу конструкционных особенностей этого проекта (отсутствие аварийных дизель-генераторов) как аварийный источник используются аккумуляторные батареи, которые весьма капризны в тропиках. С первого раза запуск газотурбогенератора не удался, пришлось производить переключения и, как итог, в норматив не уложились.

Совсем другим был капитан 1 ранга Анатолий Игнатьевич Пивак, прошедший непростую школу инженер-механика по всем должностям и проектам кораблей, включая впоследствии должность начальника 40-го Научно-исследовательского института (НИИ) ВМФ. Он хорошо знал всю специфику подготовки кораблей в базе к выполнению задач боевой службы. Знал, как порой непросто корабельным механикам добыть необходимый ЗИП и оборудование в Техническом управлении флота, провести ремонтные работы и укомплектовать боевую часть грамотным личным составом. Под его командованием мне пришлось послужить на 10-й оперативной эскадре. Когда в 1988 г. мы зашли на БПК «Ташкент» в Камрань (корабль шел в плановый ремонт с модернизацией в г. Николаев), понимание было полным. Памятуя урок обесточивания корабля в 1982 г., по моей рекомендации на юте корабля была установлена в качестве дополнительного аварийного источника питания дизель-электрическая станция. Советы и практическая помощь в эксплуатации на корабле этой «береговой» установки нам здорово помогли впоследствии, а ее маскировка привела в замешательство все разведки наших вероятных противников.

 

 

С командиром бпк капитаном 2 ранга Фурлет Ю.Н.

 

Ярким примером добрых и конструктивных «взаимоотношений», в основе которых была «состязательность» управлений двух соединений, может послужить боевая служба в зоне ответственности 17-й опэск в 1987 г. ракетного крейсера «Владивосток». Корабль с паросиловой установкой в возрасте около 20 лет был направлен в южные широты для выполнения задач боевой службы. Не хочу оправдываться тем, что это были «перестроечные» годы. Тогда не только на словах, но и на деле большие и не очень большие флотские начальники ратовали за боеспособность флота. Но только ратовали. На деле же ни денег, ни материальных ресурсов для этого не выделялось. А если учесть, что основой всей энергетической установки корабля были паровые котлы (высоконапорные и автоматические и т. д., но спроектированные и запущенные в серию в 60-е годы) и от них зависела вся боеготовность и жизнь корабля (ход, электроснабжение, холод и быт личного состава), то, ясное дело, они-то должны были соответствовать всем требованиям спецификации.

Не хочу сказать, что при подготовке корабля к боевой службе этого не знали или не хотели привести установку к требуемому уровню. Не хочу сказать, что личный состав корабля — от командира до трюмного машиниста — в период подготовки плохо трудились на порученном участке, а офицеры штаба и служб 10-й опэск, в том числе и электромеханической службы (начальник — капитан 1 ранга Евгений Вячеславович Путов, заместитель начальника — капитан 2 ранга Анатолий Иванович Узаревич), ограничивались только указаниями, что и как делать.

Но знать, хотеть — это далеко до того, чтобы исполнить. Да, котлы были отдеффектованы, и произведена замена части труб. Да, холодильные машины были промыты, и на них произведена замена рабочих жидкостей. Да, была укомплектована команда котельных машинистов и отделений холодильных машин, проведено их обучение по эксплуатации материальной части в тропических условиях. Но этого оказалось мало!

С прибытием корабля в зону несения боевой службы начался непростой период для штаба и служб 17-й опэск. Не хочу сказать, что они не старались поддержать техническую готовность корабля. По мере сил и возможностей они все это делали. Не все получалось, и не все было в их силах. Они так же, как и их коллеги с 10-й эскадры, были заложниками сложившейся системы. Там, «наверху», не признавая своих ошибок, требовали исполнить поставленную задачу. И им там, наверху, было непонятно, почему корабль прибыл для выполнения задач боевой службы с такими серьезными замечаниями по материальной части. Все-таки замечания были устранены. Но осадок неприятных переговоров с Москвой до сих пор остался в памяти…»

Начальник штаба 119-ой обрнк капитан 2 ранга Хорьков В.А. (слева) и заместитель командира по политической части бпк «Василий Чапаев» капитан 3 ранга Хлупин Н.Н.

1988 год.    Комбриг  капитан 1 ранга  Поляков  Юрий  Мелентьевич  проводит "тактическую  летучку". Слева направо:  капитан 2 ранга  Толкачев В.И., капитан 1 ранга Поляков Ю.М.,  капитан 3 ранга Игуминов А.В.,  капитан 2 ранга  Перепелицин О.А.

Инструктаж дежурной и вахтенной службы

 

1987 г. Торпедолов готовится к выходу в море.
На переднем плане: командир тл мичман Рахимов

 

 

 

 

1989 г. Штаб 119 БрНК. Слева — направо, первый ряд: капитан 3 ранга
Игуминов А. В., капитан 2 ранга Толкачев В. И., капитан 1 ранга Поляков Ю. М.,
капитан 2 ранга Плесский Б. В., капитан 2 ранга Препелицин О. А.; второй ряд:
мичман Кулагин А., капитан 3 ранга Кравченко А., капитан-лейтенант Гарнага В. А.

 

9 мая 1982 г. Южно-Китайское море, скр «Летучий». Капитан 3 ранга Хорьков В. А. выступает на торжественном собрании экипажа. В президиуме начальник
политического отдела 10 опэск капитан 1 ранга Калинин В. Г.

 

 

Контр-адмирал Девятайкин В. В., командиры кораблей 119‑й брНК
в сопровождении НШ бригады капитана 2 ранга Хорькова В. А.
поздравляют экипаж мпк с юбилеем корабля

 

 

День корабля. Экипаж мпк с командованием 119‑й брнк.
Снимок на память

 

 

 

 

1987 г.Камрань. НШ 119 брнк капитан 2 ранга Хорьков В. А.
с экипажем тн «Печенга»

 

Вспоминает капитан 1 ранга в отставке А. А. Хорьков — начальник штаба бригады (19851989):

«119-я бригада надводных кораблей, помимо решения основных задач по боевому предназначению, осуществляла мероприятия по поддержанию оперативного режима, обеспечивала совместно с подразделениями морской пехоты охрану и оборону пункта базирования Камрань, обращая особое внимание на противоподводно-диверсионную оборону, защиту кораблей и береговых объектов пункта базирования.

Так, по разработанному штабом эскадры скользящему графику в круглосуточном режиме производился осмотр акватории пункта базирования и профилактическое гранатометание четырьмя артиллерийскими катерами с расходом боезапаса до 200 единиц еженедельно.

В интересах ПВО устанавливалось дежурство кораблей: в ночное время — зенитно-ракетные комплексы, в дневное время — артиллерийские катера и малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) кораблей, а также корабли радиолокационного дозора (РЛД) с задачей освещения воздушной обстановки в пределах радиолокационной видимости трехкоординатных РЛС с выдачей данных о воздушной обстановке на дежурные средства ПВО и КП ПВО эскадры. Готовность к открытию огня малокалиберной зенитной артиллерией кораблей бригады и артиллерийских кораблей — одна минута, зенитно-ракетных комплексов — в пределах их технической готовности.

Кроме того, в интересах самообороны от подводных диверсионных сил и средств (ПДСС) круглосуточно на всех кораблях и катерах неслась вахта противоподводно-диверсионной обороны (ППДО), для которой не устанавливался лимит расхода боезапаса, а на кораблях 1-го и 2-го ранга в готовности № 2 дежурили водолазные посты. В интересах охраны и пресечения проникновения диверсионно-разведывательных групп вероятного противника в районе причального фронта курсировал пеший вооруженный патруль, имевший усиление в ночное время, а при неблагоприятных погодных условиях патруль усиливался за счет подразделений морской пехоты.

Принимая во внимание незащищенность проводных телефонных линий связи с КП эскадры, основная масса типовых команд и распоряжений от штаба бригады на корабли и катера передавалась зрительными средствами связи с флагманского корабля с использованием трехфлажного свода сигналов ВМФ.

На малых кораблях и катерах, где обеспечить круглосуточное несение сигнально-наблюдательной службы, было затруднительно или невозможно (по штатному расписанию в одну смену), вся верхняя вахта снабжалась «шпаргалками» с изображением флажных или световых сигналов и их значением. После непродолжительного времени практически весь личный состав знал смысл увиденных сигналов и действовал решительно. В отдельных случаях в целях сокращения времени на набор и передачу сигналов использовались разработанные на базе Строевого устава ВС СССР команды и сигналы, подаваемые жестами рук. Прерогатива подачи таких сигналов оставалась за командиром и начальником штаба бригады (таких, как «боевая тревога» и «экстренное приготовление к бою и походу»).

Для создания видимости радиообмена осуществлялся маскирующий радиообмен в направлении «берег — корабль» и обратно. Радиообмен в диапазонах УКВ был сведен к нулю, при этом все радиостанции работали на прием.

Немногочисленный штаб бригады (укомплектован по штату в одну боевую смену) обязан был как орган управления знать влиять, сопровождать и реагировать на все возможные изменения обстановки. Для этого планирование мероприятий боевой подготовки велось опережающим порядком, т. е. ни одно из мероприятий, будь-то занятие, тренировка, учение или упражнение, сначала отрабатывалось документально, а уже потом только могло быть подано как в свой (бригадный), так и в вышестоящий план. Таким образом, к планированию на следующий месяц штаб уже имел все документы, подлежащие реализации в планируемом месяце и так далее.

Творческий подход, поиск нового характеризовали работу флагманских специалистов: капитана 3 ранга В. А. Дорохова — флагманского специалиста ракетно-артиллерийского оружия, капитана 3 ранга А. В. Игуминова — флагманского специалиста минно-торпедного оружия, капитана 2 ранга О. А. Перепелицина — флагманского специалиста радиотехнических средств.

В целях отработки взаимозаменяемости в повседневных условиях в штабе на основании требований действующих документов было разработано не менее сотни различных контрольных листов, позволяющих в минимальные сроки посмотреть тот или иной вопрос на корабле и сделать выводы о его состоянии.

Офицерам штаба до всего было дело. Ни один планово-предупредительный ремонт не начинался без его планирования, должного материально-технического обеспечения, плана свертывания. Наряду с ежедневным контролем его хода каждым флагманским специалистом в начале срока, середине и конце производилась проверка всем составом штаба полноты и качества выполняемых ремонтных работ и регулировок. Планово-предупредительный осмотр (ППО) и планово-предупредительный ремонт (ППР) заканчивались приготовлением корабля к бою и походу с обязательным присутствием всего штаба.

На тактических летучках и групповых упражнениях командиром, штабом бригады с командирами кораблей отрабатывались те действия, которые могли быть востребованы в любой момент: рассредоточение, вывод сил из-под удара, движение корабля за тралами и др., что в целом способствовало достижению максимального взаимопонимания по кругу выполняемых маневров и действий.

Сложилась хорошая практика, когда экипажи самолетов ударной, истребительной и противолодочной авиации авиационного полка и командиры кораблей 1-го и 2-го ранга бригады со своими специалистами были гостями друг у друга, познавая тонкости и особенности тактики использования, боевого применения и взаимодействия.

Каждый вылет самолетов Ту-95РЦ венчался работой системы «Успех» в режиме выдачи (приема) целеуказания, которая обоюдно документировалась, чем поддерживалась готовность расчетов стрельбовых комплексов к фактической работе».

 

Воспоминает командир МРК «Муссон» капитан 3 ранга В. В. Филиппов, находившийся на боевой службе в мае 1984 — мае 1985 гг.: «Малый ракетный корабль «Муссон» — первый из кораблей этого класса, а также ракетных катеров, прибывших в состав 17-ю опэск. Опыта подготовки и несения боевых служб в южных экваториальных широтах не было. Поэтому подготовка корабля и экипажа, а также переход под буксиром из Владивостока в порт Камрань представляли немалую сложность и налагали большую ответственность. Экипаж был хорошо подготовлен к выполнению задач в Южно-Китайском море, и все горели желанием выйти в море, совершить дальний переход, испытать себя в настоящем деле, увидеть другие страны. Корабль сдал все положенные курсом боевой подготовки задачи и боевые упражнения и был допущен к выполнению задач боевой службы.

В порт Камрань прибыли 1 мая 1984 г. Был праздничный день, торжественное построение на плацу всего личного состава эскадры. Мы стояли на рейде и наблюдали за всем, что происходило на плацу. Только на следующий день нам разрешили ошвартоваться у пирса. Встречал корабль и принимал его в состав 17-й опэск командир 119-й брнк капитан 1 ранга В. Н. Сергеев. вместе со своим штабом. Серьезных замечаний ни по материальной части, ни по личному составу сделано не было. Началась боевая служба длительностью в 15 месяцев (вместо запланированных шести месяцев).

Поставленная задача поддержания постоянной боевой готовности корабля к применению любого вида оружия выполнялась. Весь экипаж — офицеры, мичманы, матросы и старшины — все 24 часа в сутки находились на корабле, постоянно совершенствуя свои теоретические знания и практические навыки по обслуживанию своего заведования. На выходах в море большое внимание уделялось отработке нанесения условных ракетных ударов по противнику с приемом целеуказания от самолета Ту-95рц 169-го осап. Отрабатывались все виды защиты и обороны: ПВО, ПКО, ПМО, ПЛО и ППДО. При нахождении в точках рассредоточения систематически производили профилактическое гранатометание и выполнение личным составом упражнений из автомата Калашникова и пистолета ПМ.

На эскадре распорядок дня был организован правильно — с учетом жаркого тропического климата. Утренние часы после подъема Военно-морского флага — осмотр оружия и технических средств, проведение регламентных работ с оборудованием и материальной частью, занятия по специальности, тренировки, учения и т. д. После обеда: уход за материальной частью и подготовка заступающего суточного наряда. В вечерние часы: политико-воспитательная работа, культурно-массовые и спортивные мероприятия, просмотр кинофильмов, благоустройство территории. Люди успевали и хорошо потрудиться, и отдохнуть. Проблем с воинской дисциплиной в период нахождения в Камрани и выполнения задач боевой службы не было. Все служили с желанием, с огоньком.

Однако не обошлось без потерь. Через 10 месяцев боевой службы пришлось отправить в основную базу офицера ракетно-артиллерийской боевой части, который не смог перенести психических перегрузок и убыл на излечение. Хотелось бы назвать поименно офицеров МРК «Муссон», которые с честью выполнили воинский служебный долг в Камрани:

— капитан-лейтенант В. Селиванов — заместитель командира по политической части,

— капитан-лейтенант В. Рекиш — помощник командира,

— старший лейтенант В. Чикин — командир штурманской боевой части,

— старший лейтенант И. Голдобин — командир ракетно-артиллерийской боевой части,

— капитан-лейтенант В. Волков — командир боевой части четыре — начальник РТС,

— капитан-лейтенант А. Аношко — командир электромеханической боевой части.

Все офицеры после окончания боевой службы были назначены на другие должности с повышением.

Командир 17-й опэск вице-адмирал Кузьмин, провожая экипаж МРК «Муссон», поставил кораблю оценку «отлично».

МРК «Муссон» после возвращения в свое соединение остался верен хорошим традициям, заложенным на боевой службе в составе 17-й опэск, занял лидирующее положение в бригаде. Однако судьба его трагична. 16 апреля 1987 г. при проведении практических зенитных ракетных стрельб корабль получил повреждения подбитой им же ракетой-мишенью и затонул в 30 милях южнее острова Аскольд. Погибло 39 человек вместе с командиром МРК капитаном 3 ранга В. Г. Рекишем».

Воспоминания своего командира дополняет капитан 2 ранга запаса В. К. Чичин, на боевой службе в составе 17-й опэск — старший лейтенант, командир БЧ-1 МРК «Муссон»: «Историю начала боевых служб в Южно-Китайском море 165-й бригады ракетных кораблей (бррк) ТОФ положил в 1984 г. МРК «Муссон» (командир — капитан 3 ранга В. В. Филиппов). Затем МРК «Бриз» (командир — капитан 3 ранга В. К. Яворин), переданный в марте 1984 г. из состава 41-й бррк ЧФ в 165-ю бррк ТОФ (на ЧФ МРК «Бриз» был известный ходок на боевые службы в Средиземное море — на его счету восьми походов).

3 марта 1984 г. корабль начал переход из Севастополя под буксиром на ТОФ через Суэцкий канал. По прибытию в Камрань вошел в состав 119-й брнк 17-й опэск и задержался там до мая 1985 г.

С мая 1985 по май 1986 г. боевую службу в составе 17-й опэск несли МРК «Циклон» 165-й бррк ТОФ (командир — капитан 3 ранга С. А. Чернов.) и МРК «Тайфун» 89-й бррк Камчатской флотилии разнородных сил ТОФ (командир — капитан 3 ранга А. П. Кузьмин).

В апреле 1986 г. им на смену пришел МРК «Смерч» 165-й бррк ТОФ (командир — капитан-лейтенант М. З. Калашников), задачи боевой службы он выполнял до июля 1987 г.

10 мая 1987 г. МРК «Смерч» сменил в Камрани МРК «Бриз» 165-й бррк ТОФ (командир — капитан 3 ранга Ю. С. Гребенник); задачи боевой службы выполнял до 20 мая 1988 г.

В дальнейшем МРК боевые службы в Камрани не несли, так как все были переданы в 89-ю бррк Камчатской флотилии разнородных сил.

Эстафету боевых служб 165-й бррк ТОФ приняли ракетные катера пр. 1241.1, поступившие на флот на замену ракетных катеров пр. 205 всех модификаций. РКА пр. 1241.1 обладали мощными боевыми возможностями, а самое главное — имели прекрасные условия обитаемости личного состава, что позволяло им длительное время находиться в отрыве от основного соединения.

Первой ласточкой был РКА Р-45 (командир — капитан-лейтенант Ф. М. Ишмуратов), задачи боевой службы выполнял 1988–1989 гг. Его сменил РКА Р-83 (командир — капитан-лейтенант Е. П. Кожунов), который выполнял задачи боевой службы в составе 17-й опэск в 1989–1990 гг.

В 1990 г. в бухту Камрань пришел РКА Р-76 (командир — капитан-лейтенант А. В. Витко); задачи боевой службы выполнял до мая 1991 г. Его заменил РКА Р-261 (командир — капитан-лейтенант А. А. Залесский) на срок восемь месяцев.

На этом славный этап вклада 165-й бррка ТОФ в историческую летопись боевой службы и 17-й опэск закончился. Накопленный опыт несения боевых служб при возрождении флота будет, несомненно, востребован, но самое грустное, что его уже не кому будет передавать.

Из личных бесед в разные годы с командирами МРК «Бриз», «Тайфун», «Циклон», «Смерч» складывается общая картина, единое мнение. Сравнивать и делать выводы о сложности и напряженности боевой службы на МРК в Средиземном море и в составе 17-й опэск могут, в первую очередь, командиры МРК В. К. Яворин, Ю. С. Гребенник, С. А. Чернов, которые выполняли задачи боевой службы и в Средиземном море, и в Южно-Китайском море, в бухте Камрань.

Высказываемые мнения практически не различались. В Камрани тяжелее психологически: вроде бы на берегу и в то же время — не дома, плановая боевая подготовка и отрыв личного состава на многочисленные хозяйственные работы, внекорабельные вахты и дежурства. Многочисленные мероприятия на берегу. Боевая подготовка в море, выполнение артиллерийских стрельб. Скучно. Скучно простоять год и более на боевой службе и не входить в непосредственный контакт с вероятным противником, как в Средиземном море. Зачем пришли? Кого будем вылавливать? По кому наносить условные ракетные удары? От кого обороняться средствами ПВО? Изредка отдельные участники удостаивались чести слежения в режиме «Успех», «Пассив» за «пробегающими» мимо кораблями 7-го Тихоокеанского флота США. Отдельным везло больше, и они выходили на дистанцию применения ракетного оружия.

Дважды в год корабли по плану командующего ТОФ участвовали в крупномасштабных учениях по вскрытию надводной, подводной, воздушной обстановки в Южно-Китайском море. Корабли, стоя у причалов, на внутреннем или внешнем рейде, отрабатывали в режиме «Успех» с самолетами ТУ-95РЦ организацию обнаружения, выявления надводных целей и нанесения условных пусков ракетами «Москит». После такой работы составлялись отчеты, которые отсылались в вышестоящие штабы, там давалась оценка расчету, определялись лучшие. Все это официально объявлялось приказом, и было чем гордиться.

В период несения службы штаб 119-й брнк производил контрольные проверки отдельных элементов курсовых задач, иногда с выполнением боевых упражнений, артиллерийских стрельб, в основном по имитированным целям.

В 1985 г. начальник штаба 119-й брнк капитан 2 ранга В. А. Хорьков организовал для МПК «Тайфун» и «Циклон» совместную артиллерийскую стрельбу по имитатору воздушной цели ИВЦ-21, которая успешно была выполнена. Практически каждый год корабли участвовали в тактических учениях с обозначенными силами»[1].

В декабре 2010 г. после прочтения электронной версии исторического обзора поступило письмо от мичмана запаса Александра Кулагина с информацией по составу 119-й отдельной бригады разнородных кораблей и судов (1991–1993).

1992–1993 гг. Мичман Александр Кулагин (119 обрРКС):
«Это мой рабочий кабинет на ПМТО»

 

Вот что он пишет: «1 ноября 1991 г., с расформированием 17-й опэск и 38-й дивизии подводных лодок, 119-я обрнк переведена на штаты 19-й отдельной бригады разнородных кораблей и судов (обрркс), просуществовавшей до октября 1993 г.

Командиром 119-й обрркс остался капитан 1 ранга В. И. Флоряк. Он же — старший морской начальник и начальник советского военного гарнизона Камрани.

Командование 119-й обрркс:

— командир бригады — капитан 1 ранга Василий Иванович Флоряк;

— начальники штаба бригады:

капитан 2 ранга Александр Викторович Погуляев,

капитан 2 ранга Виктор Борисович Ефремов;

— заместитель командира по воспитательной работе — капитан 2 ранга Сергей Александрович Клемехин;

— заместитель командира по электромеханической части — капитан 2 ранга Петр Яковлевич Шепотковский;

— Ф-1 — капитан 3 ранга Владимир Петрович Козлов;

— Ф-2 — капитан 3 ранга Юрий Анатольевич Ховзун;

— Ф-3 — капитан 3 ранга Юрий Анатольевич Шапошников;

— Ф-4 — ?

— начальник РТС — ?

— флагманский врач — майор медицинской службы Петр Семенович Стоянов;

— начальник объединенной секретной части гарнизона — мичман Александр Кулагин».

 

В октябре 1993 г. 119-я обрркс была сокращена. Начальником гарнизона до мая 2002 г. был командир 922-го ПМТО. Всё возвратилось на круги своя — к структуре начала базирования кораблей ТОФ в Камрани.

 

Мы ушли… и опустели «родные» причалы

 



[1] Чичин В.К. Боевые службы РКА, МРК, ПРТБ в документах и воспоминаниях ветеранов 41-й бррк ЧФ и 165-й бррк ТОФ.



К содержанию