Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана   

2.1. «Холодная война» – катализатор гонки морских вооружений

2.2. Создание  в ВМФ СССР оперативных эскадр

2.3. Боевая служба

 

 

 

 Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана    

 

2.1. «Холодная война» и гонка морских вооружений

    

На Западе широко распространенной, общепринятой является версия о том, что начало «холодной войне» положили действия Советского Союза в 1945 г., направленные на то, чтобы «советизировать» страны Восточной Европы. Факты, однако, свидетельствуют об обратном: первые  «выстрелы» в «холодной войне» были сделаны не Советским Союзом, а Соединенными Штатами сразу после смерти Франклина Рузвельта 12 апреля 1945 г.

Имеется немало авторитетных свидетельств искренней уверенности Рузвельта в необходимости и возможности поддержания дружественных отношений между США и СССР после окончания войны. Так, его ближайший сподвижник, специальный советник и помощник Гарри Гопкинс говорил вскоре после Ялтинской конференции (1945 г.) составителю речей президента Р. Шервуду: «Русские доказали, что они могут быть разумными и дальновидными, и ни у президента, ни у кого-либо из нас не было ни малейшего сомнения в том, что мы сможем жить с ними в мире и сотрудничать так долго, как только можно себе представить».

Рузвельт  не только считал необходимым и желательным, но и был уверен в возможности неограниченного во времени послевоенного сотрудничества США и СССР в интересах обоих государств и всего мира. И. В. Сталин был тоже готов к послевоенному длительному сотрудничеству на равных с США и с Западом.

«Курс Ф. Рузвельта, – писал американский историк Ф. Шуман, – состоял в том, чтобы относиться к Советскому Союзу как к равному, сводить до минимума трения  и урегулировать расхождения путем обсуждения и компромисса». Рузвельт действительно считал возможным и необходимым вести дела со Сталиным на основе равенства. И такие свидетельства есть. Так, в телеграмме Рузвельта Черчиллю от 28 сентября 1944 г. прямо говорилось о «…необходимости относиться к СССР как к полноправному и равному члену любой организации великих держав, создаваемой с целью предотвращения международной войны».

Позиция Рузвельта до последних дней жизни оставалась однозначно определенной: он считал необходимым и возможным послевоенное сотрудничество с СССР именно на основе равенства и поиска взаимоприемлемых решений, в том числе  самого трудного на тот момент польского вопроса.

После смерти Франклина Рузвельта новый президент СШA Гарри Трумэн практически сразу, всего лишь через двое суток, развернул курс в отношениях с Советским Союзом на 180 градусов. Его первой внешнеполитической акцией было обращение к премьеру Великобритании У. Черчиллю с предложением направить И. В. Сталину совместное послание с явным ультимативным требованием: согласиться с западными условиями решения польского вопроса. Черчилль, давнишний ярый противник Советской России, был, естественно, несказанно рад такому предложению: предоставлялась реальная возможность вбить клин в сложившиеся во время войны прагматические отношения между США и СССР. Он прямо-таки жаждал новой войны, и в том же апреле 1945 г. распорядился о подготовке плана войны против СССР.

Этому заданию предшествовали выводы Черчилля из оценки военно-политической обстановки, сложившейся в конце Второй мировой войны; эти выводы позже он обнародовал в мемуарах:

  • во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы;
  • во-вторых, необходимо немедленно создать новый фронт против стремительного продвижения Красной армии на Запад;
  • в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток;
  • в-четвертых, главная и подлинная цель англо-американских армий – захватить Берлин;
  • в-пятых, важнейшее значение имеет освобождение Чехословакии американскими войсками и вступление их в Прагу;
  • в-шестых, Вена, по существу – вся Австрия, должна управляться западными державами, по крайней мере, на равной основе с русскими Советами;
  • в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии.

Разногласия между ведущими державами по поводу послевоенного устройства мира вылились во взаимную подозрительность и недоверие.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. союзники выработали соглашение, которое можно было интерпретировать по-разному. Среди его пунктов было проведение «свободных, ничем не связанных» выборов в Польше. СССР требовал, чтобы польское правительство было подконтрольно ему, а новое руководство США во главе с Трумэном и Великобритания  настаивали на независимом, представительном устройстве власти в Польше по западному  образцу.

На первой встрече с министром иностранных дел СССР В. М. Молотовым 23 апреля 1945 г., т. е. через 11 дней после смерти Рузвельта, Трумэн занял твердую позицию в вопросе о самоопределении Польши и прочитал советскому дипломату целую лекцию о необходимости соблюдать ялтинские соглашения. Когда Молотов возмущенно сказал, что «…со мной никогда в жизни не говорили в подобном тоне», Трумэн ответил: «Выполняйте свои обязательства, и тогда с вами не будут говорить в подобном тоне». С этого момента отношения между СССР и США стали ухудшаться.

Уровень мышления нового президента США Трумэна мало чем отличался от того, когда он, будучи сенатором, на следующий день после нападения на СССР заявил: «Если мы увидим, что Германия выигрывает войну, нам следует помогать России, а если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше». С того момента, как Трумэн получил 17 июля 1945 г. сообщение об успешном испытании первой атомной бомбы, он бесповоротно встал на путь использования атомного оружия в качестве козырной карты американской дипломатии. Таким образом, атомная бомба стала центральным компонентом дипломатического шантажа в годы «холодной войны» и генератором гонки других видов вооружений.

Так, по существу, Вторая мировая война еще не окончилась, а у западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции уже вызрела концепция «холодной войны» и определились контуры будущего военно-политического театра ее ведения. 

Формальным  же началом «холодной войны» часто считается 5 марта 1946 г., когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнес свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.  

Спор между двумя державами разгорелся и по вопросу об экономической помощи Советскому Союзу. Через шесть дней после окончания войны в Европе США прекратили поставки по ленд-лизу, носившие в основном военный характер. Хотя их прекращение распространялось на всех американских союзников, СССР почувствовал себя ущемленным. Просьба Советского Союза о предоставлении ему займа в 600 млн долларов для восстановления разрушенной экономики осталась без ответа. Когда СССР снова обратился к США за субсидией уже в 100 млн, американское правительство не стало  даже рассматривать этот вопрос.

В 1947 г. по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

4 апреля 1949 г. на основе подписанного Североатлантического договора по инициативе США и Великобритании  был создан блок НАТО. Основу силовых структур  НАТО составили Вооруженные силы США. При создании блока была заявлена его цель – объединить усилия стран Североатлантического региона для коллективной обороны, обеспечения мира и безопасности на основе принципов демократии. На деле вся история  блока НАТО  – это цепь системных преступлений и войн.  

Разработка первого плана нападения на Советский Союз была начата еще в период Второй мировой войны и завершена к концу 1945 г. Автор плана – Д. Эйзенхауэр, Верховным главнокомандующим экспедиционными силами. Наименование плана – «Тоталити». С принятием директив СНБ-20/1 (16.08.1948) и 20/4 (23.11.1948), определивших военно-политические цели США, «…достижимые как во время мира, так и во время войны, сократив до минимума разрыв между ними», план был обновлен и по приказанию Комитета начальников штабов в действие вступил план «Чариотир».

Согласно плану «Чариотир», война должна была начаться «…с концентрированных налетов авиации с использованием атомных бомб против промышленных, правительственных, политических и административных центров...  с баз в западном полушарии и Англии».

В первый период войны (30 дней) намечалось сбросить 133 атомных бомбы на 70 советских городов. Из них 8 бомб – на Москву,7 – на Ленинград. В последующие два года войны предполагалось сбросить еще 200 атомных и 250 тыс. т обычных бомб.

Существовали и другие  планы, в которых назначались даже даты начала войны:

«Флитвуд»  – начало войны  1 апреля 1949 г.

«Тройал» – начало войны  1 января 1950 г.

«Дропшот» – начать боевые действий планировалось 1 января 1957 г.

Планом «Дропшот» боевые действия планировалось вести в два периода:

В первый период намечалось сбросить на СССР 300 атомных бомб и 250 тыс. т обычных бомб и уничтожить 85 % советской промышленности.

Во втором периоде в действие должны были вступить сухопутные силы НАТО – 164 дивизии, из них 69 американских. Всего планировалось задействовать до 250 дивизий. Сухопутные войска союзников должны были оккупировать Советский Союз. Состав оккупационных войск –38 дивизий.

В Средиземном море  в то время безраздельно господствовали военно-морские силы США и Великобритании, а с  1949 г.  и коллективные военно-морские силы НАТО.

Одной  из основных целей присутствия ВМС НАТО в средиземноморском регионе было стремление ослабить возросшее влияние СССР на государства  Юго-Восточной Европы и  Северной Африки и запугать Советский Союз созданием полномасштабной ракетно-ядерной угрозы, которая должна была реализовываться выполнением мероприятий в соответствии с планами подготовки и осуществления ракетно-ядерного нападения на Советский союз и его уничтожения.

Создание блока НАТО в 1949 г. Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 г. в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО свое вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена.

В ответ по предложению Советского Союза 14 мая 1955 г. европейскими социалистическими государствами был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, оформивший создание их военного союза — Организации Варшавского договора (ОВД).

В  1950-е годы постоянно действующий в Средиземном море  6-й флот США  был источником ядерной угрозы для Советского Союза. Базирующиеся на  авианосцах  6-го флота палубные бомбардировщики являлись носителями ядерного оружия (ядерных бомб) и могли быть использованы для нанесения с морских направлений ядерных ударов по объектам, расположенным в юго-западной части СССР. Подавляющее превосходство объединенных военно-морских сил НАТО в Средиземном море обеспечивало высокую степень боевой устойчивости авианосцев.

К началу 1960-х годов,  в результате строительства в США атомных  подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) характер ядерной угрозы со стороны США претерпел качественные изменения. Скрытность действий ПЛАРБ и возможность выполнения запусков баллистических ракет практически с любого направления и большой дальности (БР «Polaris» A-1 – 2200 км, А-2 – 2800 км, А-3 – 4600 км) увеличили возможную поражаемую площадь территории Советского Союза, снизив при этом возможности по отражению ракетно-ядерного нападения.

В марте 1963 г. в Средиземном море началось регулярное боевое патрулирование американских ПЛАРБ из состава образованной 16-й эскадры атомных подводных лодок ВМС  США (в составе 9–10 единиц, из которых примерно половина постоянно находилась в море на боевых дежурствах). С развертыванием военно-морской базы Рота в Испании (места дислокации 16-й эскадры) к началу 1965 г.  главной угрозой военной безопасности СССР с юго-западного стратегического направления стали уже не авианосцы, а ПЛАРБ, развернутые в восточной части Средиземного моря.

Силы Черноморского флота, развернутые в Средиземном море, не обладали достаточной боевой устойчивостью, чтобы успешно вести борьбу и с ПЛАРБ, и с авианосцами.

Советский Военно-морской  флот в целом в первой половине 1960-х годов еще не был способен создать группировки, которые обеспечили бы нанесение соответствующих потерь 6-му флоту США. Нужна была принципиально новая концепция развития и применения сил ВМФ СССР.

 

 

2.2. Создание  в ВМФ СССР оперативных эскадр

 

Поэтому внимание командования ВМФ СССР было обращено в первую очередь на организацию противодействия авианосцам усилиями сначала дизельных, а затем и атомных подводных лодок, имеющих возможность благодаря значительной скрытности и обладанию ядерного оружия с началом военных действий уничтожить отслеженные авианосцы.

Основным способом развязывания будущей войны, по замыслам вероятного противника, являлось внезапное нападение его сил на страны социалистического содружества и прежде всего на Советский Союз с массированным применением ракетно-ядерного оружия. Именно это обстоятельство заставило Главный штаб ВМФ и лично главнокомандующего искать  новые формы и методы вооруженной борьбы на море.

     Выступая на военно-научной конференции Вооруженных сил, состоявшейся в 1962 г., ГК ВМФ адмирал С. Г. Горшков сказал: «Продолжительность угрожаемого периода может быть крайне небольшой или может и не быть… В этих условиях флоты не будут иметь необходимого времени для развертывания подводных лодок в море, и может сложиться такое положение, при котором основная масса лодок не успеет принять участие в нанесении первых ударов по противнику. Поэтому представляется целесообразным еще в мирное время, особенно при осложнении международной обстановки, некоторую часть подводных лодок развертывать заблаговременно и иметь их на боевом патрулировании в вероятных районах действий авианосцев и ракетных подводных лодок противника, а также у его побережья. Эти подводные лодки с началом военных действий по сигналу смогут в кратчайшее время нанести ядерные удары по кораблям или береговым объектам противника…

Своевременность и высокая эффективность первых ударов по противнику может быть достигнута только в том случае, если нам будет известно его место, состав и направление движения».

Таким образом, принципу внезапности, который пытается реализовать вероятный противник, С. Г. Горшков противопоставляет принцип постоянной готовности сил, решающих главную задачу в начальный период войны, принципу сосредоточения сил на решающем направлении – постоянное слежение за ударными группировками вероятного противника, вводя в арсенал отечественной военно-морской науки, по существу, совершенно новый принцип – непрерывность освещения и оценки обстановки на возможных направлениях главных ударов противника». (Монаков М. С. Военно-морская наука в России. М., 20011. С. 450.)

Уважаемые читатели, вдумайтесь, когда и  в какое время произнесены  С. Г. Горшковым новые идеи о роли и месте Военно-морского флота в общей системе построения обороны страны. Это был 1962 г. – год Карибского кризиса. Главкому было всего лишь 52 года!  Затем он командовал Военно-морским флотом СССР еще 23 года. Отведенное ему историей время для строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота Сергей Георгиевич использовал с максимальной эффективностью.

Возможность и большая вероятность нанесения ядерных ударов с авианосцев по территории СССР, а также ракетно-ядерных ударов с  ПЛАРБ, развернутых в восточной части Средиземного моря, обусловили необходимость развертывания там полноценной, мощной группировки сил ВМФ СССР, способной адекватно реагировать на действия вероятного противника, вести упреждающие действия по вскрытию надводной и подводной обстановки, обнаружению ударных авианосцев и ПЛАРБ и уничтожению их по сигналу. 

В эту группировку входили ПЛАРК пр. 675 (7 и 11 дипл), дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами пр. 651 (35 дипл), дизельные торпедные подводные лодки пр. 641( 4эск пл) Северного флота, надводные корабли Черноморского и Северного флотов, развернутые в районах боевой службы в Средиземном море. Ответные меры советского ВМФ вынудили  командование ВМС США к переразвертыванию АВУ и ПЛАРБ в другие районы, действия из которых были менее эффективны.

Создание  в июне 1967 г. по решению Политбюро ЦК КПСС  и Совета Министров СССР 5-й оперативной эскадры кораблей ВМФ исключило участие в Шестидневной арабо-израильской войне 6-го флота ВМС США на стороне Израиля.  5-я опэск стала сдерживающим фактором для любых недружественных акций против СССР и её союзников на Средиземном море.

С 5-й оперативной эскадры кораблей Военно-морского флота начинался наш океанский флот.

Вслед за 5-й опэск, взявшей под свою опеку  все Средиземноморье, вышли в Индийский океан 8-я  оперативная эскадра кораблей ВМФ (1974)  и  корабли 10-й опэск, прибывающие в состав 8-й опэск  для выполнения задач боевой службы. В состав 8-й эскадры выделялись также дизельные и атомные подводные лодки ТОФ с торпедным вооружением и крылатыми ракетами. 

Атлантика и Северный Ледовитый океан стали местом боевой службы надводных кораблей 7-й (1968) оперативной эскадры, а также атомные подводные лодки с баллистическими и крылатыми ракетами (1,3,11 флпл) и 9-й эскпл Северного флота.

В Тихий океан и прилегающие к нему моря вышли на боевую службу атомные подводные лодки 2 и 4-й флпл, дизельные подводные лодки 6-й эскпл и надводные корабли 10-й опэск, Приморской, Сахалинской и Камчатской флотилий разнородных сил.

В состав оперативных эскадр входили корабли дивизии (ТОФ) и бригад десантных кораблей других флотов с морским десантом на борту. 

Таким образом, со второй половины 1960-х годов Военно-морской флот СССР  вышел на просторы Мирового океана для выполнения задач боевой службы.

Сейчас даже трудно себе представить, что в 1976 г. на боевой службе находилось 38 ракетных подводных лодок с баллистическими ракетами, 30 атомных многоцелевых подводных лодок, 60 дизельных торпедных подводных лодок  и 111 крупных надводных кораблей.

В 1985 г. боевую службу в оперативно важных районах Мирового океана несли ежедневно около 160 боевых кораблей и судов обеспечения (в том числе до 40 подводных лодок).

Военно-воздушными силами флотов в том же (1985) году, совершено более 4500 самолетовылетов в океанскую зону.

С 1956 по 1985 г. созданы формирования морской авиации, Береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты (БРАВ и МП). На их вооружение поступали специальные боевые и технические средства, а также армейские комплексы и системы.

Развитие БРАВ шло в направлении создания высокоточных разведывательно-ударных комплексов. Разработаны и внедрены в практику новые тактические приемы высадки морского десанта, применения в них морской пехоты. В ходе проводимых ежегодно учений флотов проводилась высадка оперативных и тактических  морских десантов с выполнением ракетных стрельб береговыми разведывательно-ударными комплексами.  

Морская пехота ВМФ в отличие от некоторых других родов войск наших Вооруженных сил даже в смутные перестроечные и постперестроечные времена сохранила свою боеспособность и высокий боевой потенциал. Думается, произошло это потому, что морскую пехоту и береговые войска ВМФ с 1992 по 1995 г. возглавлял генерал-полковник Иван Сидорович Скуратов (ранее командующий береговыми войсками и морской пехотой БФ), известный военный ученый, доктор военных наук. Один из создателей рода сил ВМФ – Береговых ракетно-артиллерийских войск.

Период послевоенного полувекового развития Военно-морского флота СССР характеризуется наиболее динамичными и бурными процессами. В результате, несмотря на известные взлеты и падения, в СССР был создан флот, которого за всю свою многовековую историю Россия никогда не имела: по боевым возможностям, количественным и, в определенной степени, качественным показателем.  ВМФ СССР оставил далеко позади флоты традиционных морских держав, таких как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и других стран, разделив первое место в мире с ВМС США, обойдя последний по размерам подводного флота, а также в некоторых военно-технических направлениях своего развития.

Ведущее положение ВМФ СССР прочно удерживалось, например, в таких областях, как скорость и глубина погружения подводных лодок; в использовании в кораблестроении нетрадиционных материалов (титан, стеклопластик); в развитии и совершенствовании боевых кораблей на воздушной подушке (КВП), самых крупных кораблей на автоматически управляемых подводных крыльях, экранопланов. Советские боевые корабли, как правило, отличались великолепным дизайном, отличной мореходностью, наивысшей в мире полезной нагрузкой (процент водоизмещения отводимого на оружие и вооружение).

В то же время общим недостатком ВМФ СССР являлась так и не устраненная несбалансированность по классам и типам кораблей, сильное отставание обеспечивающей стационарной инфраструктуры от действительных потребностей флота.

 Итак: боевая служба ВМФ СССР как  высшая форма боевой готовности сил и войск флота в мирное время  обеспечивала во второй половине 1960-х – 1980-х годах выполнение задач частью сил в тех удаленных районах Мирового океана, где они должны  действовать в военное время.

Эта специфическая форма готовности сил советского ВМФ в мирное время предусматрива­ла:

пла­но­вое раз­вер­ты­ва­ние сил фло­та для обес­пе­че­ния ин­те­ре­сов стра­ны в от­да­лен­ных рай­онах Мирового океана;

– действия сил в районах несения боевой службы;

– возвращение кораблей в основные базы после выполнения задач боевой службы.

Такая форма деятельности ВМФ  позволил  руководству страны и ВМФ реализовать концепцию глобального присутствия советского флота в Мировом океане,  создать стратегический паритет между США  и  СССР. Это было достигнуто в результате титанической деятельности  руководителей Военно-морского флота того периода: дважды Героя Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова; Василия Максимовича Гришанова; Николая Дмитриевича Сергеева;  Героя Советского Союза Георгия Михайловича Егорова;  Николая Николаевича Амелько; Героя Советского Союза Владимира Афанасьевича Касатонова; Героя Советского Союза Николая Ивановича Cмирнова; Героя Социалистического Труда Григория Алексеевича Бондаренко; Героя Социалистического Труда  Павла Григорьевича Котова; Героя Советского Союза Владимира Николаевича Чернавина; Алексея Ивановича Сорокина; Ивана Матвеевича Капитанца;  Константина Валентиновича Макарова; Героя Советского Союза Александра Алексеевича Мироненко; Героя Советского Союза Георгия Андреевича Кузнецова и многих других руководителей – адмиралов  и генералов флота. Они работали дружно, согласованно и квалифицированно, на пределе  своих возможностей.

 

Слева – направо:

первый ряд:   адмирал флота Г.М.Егоров, адмирал А.И.Сорокин, Адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков, адмирал флота Н.И.Смирнов, адмирал Г.А.Бондаренко;

второй ряд:  вице-адмирал А.М.Косов, адмирал П.Г.Котов, генерал-полковник авиации А.А.Мироненко, адмирал В.Г.Новиков, адмирал В.М.Гришанов, адмирал Л.В.Мизин.    

Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков, почти 30 лет руководивший Военно-морским флотом СССР,  в центре внимания своей деятельности ставил вопросы строительства  океанского ракетно-ядерного, атомного флота. В процессе строительства флота он регулярно встречался с руководителями министерств оборонных отраслей промышленности, учеными Академии наук, генеральными и главными конструкторами кораблей и систем вооружения. Практически не было дня, чтобы главком ВМФ не рассматривал тот или иной вопрос по кораблестроению и вооружению, развитию системы базирования новых кораблей, устройству  быта военных и жилых городков. Все это создавало благоприятную обстановку для работы центрального аппарата ВМФ при решении вопросов развития флота. С.Г. Горшков пользовался огромным, вполне заслуженным авторитетом в партийных и государственных органах, в промышленности и Министерстве обороны.

К  концу  его  30-летнего  пребывания на  посту  главнокомандующего  ВМФ  советский флот стал одним из сильнейших в мире, а самое  главное – он стал океанским.

В  конце  1980-х  годов  ВМФ  СССР  насчитывал  83  стратегических атомных  подводных  ракетоносца  второго  поколения  и  367  многоцелевых  подводных  лодок, из  них  113 атомных  и  около 250 дизель-электрических. Общее число надводных  кораблей  океанской  и  дальней  морской зоны достигало 160 единиц. Общая численность  личного  состава ВМФ достигала 450 тыс. человек.

Еще   при   жизни   Адмирал   флота   Советского   Союза   Сергей   Георгиевич Горшков  был  включен  в  Список 100 крупнейших  политических  и  военных деятелей  XX  столетия.  Четыре  десятилетия назад  он  был  самым  популярным  советским военачальником по обе стороны Атлантического  океана. Его  известность на  Западе  превосходила  любого  из  выдающихся  полководцев Великой  Отечественной  войны  и  первых  лиц Министерства обороны СССР. 

Адмирал  Э. Замуолт,  начальник  морских  операций  ВМС  США,  писал:  «Адмирал  Горшков  выступает  как  русский  Мэхэн  XX  века,  убежденный защитник  морской  мощи  как  жизненно  важного и  необходимого  атрибута  статуса  великой  державы... Они оба придерживаются мнения, что их нациям потребны флоты такого размера, которые дают  возможность  не  только  нанести  поражение сильнейшему из   противников,   но   и   успешно противостоять любой комбинации вражеских военно-морских флотов... Горшков… является строителем советского Военно-морского флота».

Французский  журналист  Ж. Ноли  так  оценивал роль легендарного главкома: «Адмирал Горшков… принес такую  мощь советскому  Военно-морскому флоту,  о  которой  цари  в  свое  время  только  мечтали». 

Ему  вторил  британский  публицист  Г. Ли: «Если  говорить,  что  кто-то  превратил  Россию  в сверхдержаву на море, которой она без сомнения стала  в  настоящее  время,  то  это  и  есть  адмирал Горшков. Вступая в должность главнокомандующего  Военно-морским  флотом  России,  он  располагал  только  печальным  опытом  боевых  действий  в период  Второй  мировой  войны,  на  которой  флот не имел ни престижа, ни мощи, ни политического веса  Красной  армии...  Когда адмирал Горшков передаст дела  своему  преемнику, он  завещает ему и России современный военно-морской флот, имеющий по размеру и качеству только одного соперника – военно-морские силы США».

Главный штаб ВМФ в 19561986 гг. представлял собой великолепный, слаженно работающий коллектив, служить в нем считалось высокой честью для каждого адмирала и офицера ВМФ. Его структура и функции соответствовали требованиям времени и должным образом учитывали опыт предшествующего развития центральных органов управления русского и советского флотов. ГШ ВМФ обеспечивал строительство и подготовку ВМФ. Его личный состав внес достойный вклад в развитие теории применения ВМФ, в практическое освоение форм и способов решения свойственных ему задач.

 

2.3. Боевая служба

 

Опыт, накопленный ГШ ВМФ в период глобального противостояния в Мировом океане, не поддается однозначным оценкам. Однако это был один из самых ярких периодов в трехсотлетней истории российского флота, и потому он является неоценимым источником для дальнейшего  развития военно-морской мысли и определения перспектив строительства ВМФ в ХХI столетии.

 

Задачи боевой службы:

боевое дежурство атомных ракетных  ПЛ;

боевое охранение атомных ракетных ПЛ;

поиск ракетных ПЛ вероятного противника и слежение за ними;

слежение за вероятным противником.

В качестве попутных задач развернутым силам ставились:

наблюдение за стратегически важными морскими коммуникациями;

изучение вероятных районов боевых действий;

недопущение разведывательной деятельности вероятного противника на подходах к своему побережью;

демонстрация силы;

оказание моральной поддержки дружественным государствам;

защита собственного судоходства и рыболовства.

 

Формы боевой службы:

патрулирование боевых кораблей в районах боевой службы в готовности к применению оружия;

ведение разведки и слежение за флотами вероятных противников;

 боевое дежурство – нахождение сил флота в специальных районах с оружием на борту в установленной готовности к выходу (вылету) для решения поставленных задач. РПКСН находятся в установленной готовности к применению оружия.

 

Наращивание сил флота в ходе боевой службы

В соответствии с задачами боевой службы все сила ВМФ разделялись на три оперативных эшелона:

первый оперативный эшелон включал в себя корабли, находившиеся в море и самолеты ВМФ в воздухе (1520 %  от состава сил постоянной готовности);

второй оперативный эшелон включал корабли и самолеты, находящиеся в базах, в готовности немедленно выйти в море или подняться в воздух;

третий  эшелон состоял из кораблей и самолетов ВМФ, проходящих ремонт, испытания или находящиеся в отстое или резерве. Для таких кораблей и самолетов составлялся план ускоренного свертывания ремонта, испытаний, перебазирования и т. д. Они не входили в состав сил постоянной боевой готовности.

 

Таким образом, в случае внезапного начала войны, принять участие в ней могли первый и второй оперативный эшелоны, причем главная роль отводилась первому.

В условиях мирного времени ГШ ВМФ, планируя действия против ударных группировок вероятного противника, исходил из того, что главной задачей является непрерывное наблюдение за их деятельностью в постоянной готовности к нанесению превентивных или ответных ударов. Однако эта задача могла быть выполнена лишь при условии проведения целого комплекса мероприятий с взаимодействующими группировками разнородных сил флота, соединениями и объединениями ВМФ при организующей и направляющей роли Главного штаба.

Подготовка к установлению постоянного слежения начиналась с поиска и наблюдения за деятельностью АУГ и других ударных групп вероятного противника задолго до их прибытия в район боевого предназначения: в базах, на переходе морем, в районах боевой подготовки.

По мере пересечения ими определенных (расчетных) рубежей готовность сил боевой службы повышалась. При необходимости временные группировки, развернутые в море, наращивались. Поэтому, как правило, с прибытием АУГ в районы постоянного маневрирования непрерывное слежение за ними устанавливалось немедленно. Одновременно в соответствующую готовность к выходу в море (вылету) переводились силы наращивания боевой службы.

В случае осложнения обстановки на театре (при возникновении региональных войн и кризисов, а также в связи с началом крупных учений ВМС НАТО и США) увеличивался состав дежурных сил флота, готовились к развертыванию в море корабли, предназначавшиеся для наращивания боевого состава оперативных соединений, а дежурные подразделения морской ракетоносной авиации фактически выполняли комплекс мероприятий по подготовке к ведению боевых действий.

 

Реализация задач боевой службы

Исходя из реальных возможностей, советская военная доктрина признавала, что  боевая устойчивость кораблей сил боевой службы за пределами действия авиации  ПВО  страны невысока. Фактически это значило, что их роль ограничится первым ударом. Последующие действия не предусматривались.

В соответствии с планами развития советских Вооруженных сил, после 1990 г. предусматривалось ввести в состав ВМФ шесть авианесущих кораблей и атомный авианосец, вооруженный палубными самолетами нового поколения. Реализация этой программы начиналась успешно.

Важное место в рамках общего замысла применения ВМФ, как и прежде, отводилась ракетно-артиллерийским кораблям океанской зоны, предназначавшимся для обеспечения боевой устойчивости группировок сил флота, уничтожения боевых кораблей и судов, наземных целей вероятного противника, огневой поддержки морских десантов и выполнения других задач.

В отличие от ВМС США в составе ВМФ СССР уделялось значительное внимание развитию кораблей и катеров морской зоны. Поэтому наряду с тяжелыми атомными ракетными крейсерами и кораблями с обычной энергетической установкой на вооружение ВМФ поступали малые ракетные корабли, ракетные и артиллерийские катера, вооружение, энергетика и тактические свойства которых быстро совершенствовались.

Класс противолодочных кораблей был представлен противолодочными крейсерами, большими противолодочными, сторожевыми и малыми противолодочными кораблями.

Впервые в истории отечественный флот располагал соединениями современных десантных кораблей.

Шли испытания кораблей принципиально новых проектов, обладавших огромными потенциальными возможностями. Среди них, в частности, были корабли-экранопланы. 

С созданием  оперативных эскадр и выходом ВМФ СССР  в   океан   вопрос тылового и специально-технического обеспечения оперативных группировок кораблей флота был поставлен остро  и нуждался  в  его скорейшей практической реализации.  Командованием  ВМФ  было принято  решение создать в океанской зоне систему снабжения,  основу которой  составлял  «маневренный (плавучий)  тыл»,  состоящий из судов снабжения,  судов хранения  и  судов специально-технического обеспечения.  Создание плавучих тылов шло в основном по пути переоборудования торговых и рыболовных судов во вспомогательные, и только в небольшой степени – строительства вспомогательных кораблей и судов специализированных проектов (например, корабль комплексного снабжения, ККС, пр.1833).                  

До 70-х годов  советские корабли в океанской зоне не имели на иностранной территории, в отличие от американцев, пунктов материально-технического обеспечения и ремонта кораблей, отдыха личного состава и пополнения запасов шхиперского и технического имущества. Все, что требовалось для несения боевой службы и проведения регламентных и ремонтно-профилактических работ, корабли советского ВМФ получали в океане с судов вспомогательного флота при их нахождении в океане, в море, на якоре и на ходу. Для этого были построены плавбазы подводных лодок и плавучие ракетно-технические базы (ПРТБ) для хранения, приготовления и выдачи ракет на корабли; плавмастерские по ремонту техники, а также танкеры и сухогрузы.

В середине 1970-х годов стало понятно, что для несения боевой службы в океанской зоне необходимы специализированные корабли, способные обеспечивать оперативные соединения флота всеми видами снабжения и боеприпасами и, что не менее важно, действовать совместно с ними. Со всей очевидностью актуальность решения этой проблемы встала на первых же широкомасштабных учениях ВМФ СССР в 1970 г., известных под общим названием «Океан». Задачу обеспечения советских оперативных соединений в удаленных районах Мирового океана требовалось решать комплексно.

В этих целях строились специальные госпитальные суда для медицинского обследования и отдыха личного состава кораблей боевой службы, было создано судно специальной постройки (проект 1833) – корабль  комплексного снабжения «Березина». ККС  предназначался для обеспечения двух или трех корабельных поисково-ударных групп (КПУГ) крылатыми и зенитными ракетами, артиллерийским, торпедным, противолодочным и авиационным боезапасом, материально-техническими средствами, ЗИПом, продовольствием, топливом и водой (всего 5615 т сухих и жидких грузов) в море при скорости хода 12–18 узлов и волнении до 5 баллов. Перевозимые запасы размешались в 27 хранилищах и 43 складах общим объемом 17 000 куб. м, оснащенных средствами внутритрюмной механизации с компьютеризированной системой учета наличия и движения материально-технических средств «Волна» на базе ЭВМ «Минск-32», а также устройствами типа «Струна» для комплексного снабжения на ходу до трех  боевых кораблей одновременно. Жидкие грузы передавались по шлангам кильватерным или траверзным способом. Отработана была также передача грузов и корабельными вертолетами.

Командование ВМФ СССР по итогам опытной эксплуатации предполагало постройку серии кораблей снабжения этого проекта, но из-за высокой стоимости, частично из-за неприспособленности к совместным действиям с различными боевыми кораблями, чрезмерной сложности и, по мнению некоторых военных специалистов, невысокой скорости хода был построен только один корабль проекта 1833. Вскоре после распада Советского Союза  «Березине» снабжать уже стало некого. Это обстоятельство и предопределило дальнейшую судьбу уникального корабля. В марте 2002 г. он был продан на слом в Китай,  туда, куда ранее были проданы  авианосцы советского флота «Минск» и «Киев». 

В 70-е годы  прошлого столетия  «…привлекаемый на условиях аренды танкерный флот гражданских ведомств  не был приспособлен к снабжению кораблей в океанской зоне,  поскольку все они проектно являлись судами-перевозчиками жидких грузов, а не судами-заправщиками (по условиям сохранения качества топлива при длительном  хранении в тропиках,  по скорости эскадренного хода и приспособленности к передаче грузов, топлива и других видов снабжения на ходу и скорости передачи)».  (Бирилло Н. Н. 8-я оперативная эскадра кораблей ВМФ.  М., 2010.)

С точки зрения тылового обеспечения сил флота, действующих в океанской зоне,  основная задача заключалась в создании такого тыла, который был бы способен обеспечить материально-техническими средствами группировки, действующие в удаленных районах Мирового океана в военное и мирное время.

Именно поэтому  по  настоянию  ГК ВМФ Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова  высшим военно-политическим руководством страны было принято решение  о  создании (строительстве) пунктов материально-технического обеспечения кораблей советского ВМФ  в дружественных   странах:  на Кубе, в странах Средиземного моря, в зоне  Персидского залива,  в Южно-Китайском море, на  западном побережье Африки. 

Важнейшими задачами советского флота в случае начала войны являлись:

– не допустить пуски баллистических ракет с ПЛАРБ по территории СССР;

– перерезать коммуникации на Тихом и Атлантическом океанах, чтобы не допустить доставку войск, вооружения, военной техники и материально-технических средств с американского континента на евразийский.

В этой связи специально-техническое и тыловое обеспечение кораблей океанской зоны, как одно из важнейших условий обеспечения управления силами и поддержания  их  в постоянной  боевой готовности, приобретало особый смысл и содержание.

Специально-техническое обеспечение заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на организацию управления силами в море, обеспечение исправного состояния вооружения и техники и создание благоприятные условия для успешного выполнения силами флота поставленных  задач.

  Основные виды специально-технического обеспечения:  

– ядерно-техническое;

– ракетно-техническое;

– техническое;

– метрологическое.

     Тыловое обеспечение организуется в целях поддержания сил флота в боеспособном состоянии, обеспечения их всеми видами материальных средств, а также создания других необходимых условий для успешного решения поставленных задач. Тыловое обеспечение включает:

– материальное обеспечение;

– финансовое;

– квартирно-эксплуатационное;

– транспортное;

– инженерно-аэродромное;

– аэродромно-техническое;

– медицинское.    

 

 



К содержанию