Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

 

 

9.1. Служба радиационной безопасности

Служба радиационной безопасности (СРБ) — специализированная организация, осуществляющая общее методическое руководство и оказание практической помощи подразделениям радиационно-опасных объектов в организации работы в соответствии с Наставлением по обеспечению радиационной безопасности на кораблях ВМФ (НОРБ-ВМФ-83).

Такими потенциально опасными в радиационном отношении объектами на эскадре являлись подводные лодки с ядерной энергетической установкой.

На службу радиационной безопасности 17-й опэск возлагались следующие основные задачи:

— установление и поддержание режима радиационной безопасности на атомных подводных лодках дивизии;

— контроль за состоянием источников ионизирующих излучений по радиационным факторам;

— проведение технической проверки и ремонт дозиметрических приборов и аппаратуры радиационного контроля.

Радиационная безопасность на эскадре достигалась установлением и поддержанием на атомных подводных лодках режима постоянной радиационной безопасности.

Командовали службой радиационной безопасности:

1982–1987 гг. — капитан 2 ранга П. В. Прищепа,

1987–1991 гг. — капитан 2 ранга С. А. Чистюхин.

До 1987 г. служба радиационной безопасности размещалась в основном на стоявших рядом с подводными лодками плавбазах. В 1987 г. ­СовСМО построила основные капитальные здания и сооружения для этой службы. Они были спроектированы и построены с учетом работы в условиях жаркого и влажного тропического климата. Новое оборудование, установленное в лабораториях и на КДП (контрольно-дозиметрических пунктах), соответствовало предназначению и характеру деятельности СРБ. В 1988 г. в связи с происходившими в стране политическими событиями и демократическими преобразованиями от строительства некоторых сооружений по рекомендации командования эскадры пришлось отказаться. Сооружение двух хранилищ завершилось на нулевом цикле.

Здания службы радиационной безопасности

9.2. 1073-й зональный узел связи

Как уже было сказано выше, в августе 1980 г. на вьетнамский берег в бухте Камрань высадился личный состав 1073-го зонального узла связи вместе с техникой. Это были первопроходцы. Так они называют себя и сейчас, 30 лет спустя.

Вспоминает полковник в отставке Владимир Васильевич Ларионов — начальник зонального узла связи в 1992–1995 гг.:

«Так сложилась служба на Тихоокеанском флоте, что мне трижды пришлось в разное время проходить службу в Социалистической Республике Вьетнам, на полуострове Камрань:

первая командировка — с июля 1982 по май 1984 г., тогда я был старшим лейтенантом в должности помощника начальника зонального узла связи;

— вторая командировка — с октября 1992 по ноябрь 1995 г. уже подполковником в должности командира войсковой части 20362 — начальника ЗУС;

третья командировка — с мая 1997 по октябрь 1999 г. в должности заместителя командира 922-го ПМТО, а с мая 1998 по октябрь 1999 г. — полковником, командиром 922-го ПМТО — начальником российского гарнизона в Камрани.

История зонального узла связи началась в 1979 г. Если не считать одиночных кораблей боевой службы, заходивших в Камрань, зональный узел связи как войсковая часть высадился на вьетнамский берег в полном составе вместе с техникой в августе 1980 г.

Формирование зонального узла связи началось осенью 1979 г. на Тихо­океанском флоте во Владивостоке.

Командиром войсковой части был назначен полковник Александр Иванович Любимов, который до назначения командовал учебным отрядом — Школой связи на Русском острове. Он и стал первым начальником зонального узла связи.

Всего за период с 1979 по 2002 г. было девять начальников ЗУС:

1979–1980 г. — полковник Александр Иванович Любимов,

1980–1983 г. — подполковник Владислав Викторович Макеров (умер),

1983–1985 г. — полковник Борис Никитович Малахов (умер),

1985–1987 г. — полковник Вадим Григорьевич Круглов (умер),

1987–1989 г. — капитан 1 ранга Владимир Андреевич Шалаев,

1989–1992 г. — полковник Станислав Андреевич Соломатин (умер),

1992–1995 г. — полковник Владимир Васильевич Ларионов,

1995–1998 г. — капитан 2 ранга Александр Николаевич Скрябин,

1998–2002 г. — подполковник Владимир Федорович Воротников.

Комплектование специалистами связи проводилось за счет объединений и соединений Тихоокеанского флота, а необходимой техникой еще и за счет частей Дальневосточного округа. Почти год продолжалось боевое слаживание части в бухте Горностай на базе 59-го отдельного полка связи ТОФ.

И вот долгожданный момент: в последних числах июля, в течение суток, весь личный состав и техника ЗУС были погружены на танко-десантный корабль ТДК-90. Из Владивостока корабль вышел в одиночное плавание 19 июля 1980 г., в день открытия Олимпийских игр в Москве, а ровно через две недели бросил якорь в бухте Камрань Социалистической Республики Вьетнам.

Всего высадилось на берег около 100 человек офицеров, мичманов, старшин и матросов. Среди них были: начальник ЗУС полковник А. И. Любимов, заместитель командира по политической части А. И. Снежко, офицеры Волковицкий, Парфенов, Баргамон, Куликов, Трегубов, Токарев, Толоконников, Стороженко, Максимов и другие. К сожалению, фамилии многих уже не помню. Разгрузили технику и приступили к развертыванию узла связи.

Основная задача узла связи, поставленная командованием:

«Обеспечение управления командования ВМФ, Тихоокеанского флота кораблями и судами, находящимися на боевой службе, межфлотских переходах в зоне Южно-Китайского моря, Индийского Океана».

Ради выполнения этой задачи свыше ста человек — специалистов связи преодолели морской путь длиною около 8 тысяч миль.

Началась тяжелая, но интересная военная работа…

Высадившись на берег и выгрузив технику практически на пустое место в условиях жары в 35–45, а на солнце — 50, градусов, при высокой влажности, личный состав узла связи без помощи строителей, своими руками, построил и оборудовал узел связи.

По первоначальному плану зональный узел связи № 5 должен был располагаться отдельно от всех построек и сооружений, имевшихся на полуострове. Личный состав планировалось разместить в палатках, а аппаратные с техникой связи — под тентами. Но при проведении рекогносцировки в конце взлетно-посадочной полосы аэродрома, оставшегося от американцев, был обнаружен полуразрушенный эллинг, ранее использовавшийся для укрытия техники. В нем и было решено временно укрыть аппаратные связи.

В дальнейшем эллинг был восстановлен и переоборудован под приемный радиоцентр и центр засекреченной связи. Возле него с помощью военных строителей военно-строительного отряда флота хозяйственным способом было построено двухэтажное здание, в котором оборудовали комнату дежурного по части, оружейную комнату, каюты офицеров и мичманов, кубрики личного состава.

Передающий радиоцентр, станция спутниковой связи и центр радиоразведки были размещены отдельно от основного места расположения узла связи. Их аппаратуру установили во временных сооружениях, представлявших собой в основном навесы.

Первым всегда тяжело, даже в нормальных, обычных условиях, а в тропиках, кроме нестерпимой жары, были и москиты, и малярийные комары, после укусов которых, если не заболеешь, то раны будут заживать неделями. И плохая вода — очень плохая, вымывала из организма кальций. Была и ночная стрельба.

Конечно же, вначале не было никаких кондиционеров. Предел мечтаний — вентилятор. Но благодаря предусмотрительности и опыту командира части полковника А. И. Любимова, узел связи во Владивостоке был укомплектован всем необходимым: бельем, тропической формой, мылом, строительными материалами, кондиционерами, необходимыми для ремонта средств связи расходными материалами, запасными частями, инструментами и приборами (ЗИПом) и вполне мог автономно выполнять задачи несколько месяцев. Это, безусловно, помогло сократить сроки развертывания узла связи и облегчило выполнение задач, стоявших перед личным составом.

Одновременно с проведением строительных работ, а если говорить точнее, опережая строительство, проводилась подготовка к установлению связи со штабом ТОФ. Все прекрасно понимали, что прибыли во Вьетнам для решения главной задачи — обеспечить устойчивую связь командованию ТОФ с кораблями, находившимися в Индийском океане.

Задача обеспечения связи с кораблями в море всегда считалась штабом флота главной и основной задачей управления. Без связи нет управления. Зона Индийского океана для 140-го узла связи ТОФ всегда была зоной неустойчивой радиосвязи, особенно в акватории Малаккского пролива. И решить эту задачу должен был ЗУС.

Не менее важной задачей было ведение радиоразведки в зоне Центральной части Индийского океана.

Первые сеансы радиосвязи с узлом связи ТОФ были проведены буквально через несколько дней после выгрузки на берег, сразу, как только были развернуты аппаратные связи и дизель-генераторы. Но это были пробные сеансы связи по слуховым радиоканалам. Нужна была постоянная и устойчивая телефонная, телеграфная буквопечатающая засекреченная связь, обеспечивающая скрытность управления. Все это стало возможно с введением в строй основных каналообразующих элементов узла связи: передающего радиоцентра со сложными антенными сооружениями (начальник центра — капитан 3 ранга Трегубов), станции спутниковой связи (начальник станции — старший лейтенант В. В. Парфенов).

Личный состав станции спутниковой связи через пять дней после прибытия провел пробные сеансы связи со штабом ТОФ и был готов к выполнению задач.

Первые же сеансы радиосвязи, проведенные в начале сентября 1980 года с кораблями, находившимися в Индийском океане, показали огромное преимущество в качестве и устойчивости связи за счет и расположения ЗУС, и наличия береговых антенных сооружений передающего радиоцентра.

Станция спутниковой связи обеспечила постоянный и надежный канал связи со штабом ТОФ, а транзит радиоканалов с надводными кораблями на каналы космической связи сделали управление надводными кораблями боевой службы устойчивым и оперативным. Вскоре стал выполнять свои задачи и центр радиоразведки под руководством капитан-лейтенанта Л. Стороженко.

Вместо заболевшего и отправленного на корабле во Владивосток начальника 922-го ПМТО капитана 1 ранга Чудовского начальник ЗУС полковник А. И. Любимов был назначен сначала исполняющим обязанности, а затем и командиром 922-го ПМТО, старшим военно-морским начальником. В этой должности он находился до 1984 года. Его личный вклад в формирование, становление Зонального узла связи и 922-го ПМТО был высоко оценен командованием ВМФ и Министерства обороны СССР. Полковник А. И. Любимов был награжден орденом Красного Знамени, который ему вручил находившийся в служебной командировке в СРВ маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков — начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

В непривычных для нас условиях тропиков рядовой и старшинский состав, мичманы и офицеры часто жаловались на сильные головные боли и носовые кровотечения. Причиной обмороков, головных болей и носовых кровотечений была изнуряющая жара, частые тайфуны и работы по благоустройству территории в дневные часы с 12.00 до 15.00. Позже установили так называемый «тропический час», обеденный перерыв перенесли с 13.00 на 12.00. В часы наибольшей солнечной активности все отдыхали и на хозяйственные работы не привлекались. Однако рабочий день стал начинаться не в 8.00, а в 7.00 часов утра».

В 1989 г. личный состав зонального узла связи вместе с аппаратурой переехал в новые капитальные помещения, находившиеся рядом с 922‑м ПМТО. Они были построены Советской строительно-монтажной организацией по специальному проекту с учетом нахождения техники и людей в условиях тропиков.

Параллельно обустраивали и быт. Одной из первых построек была построена
русская банька с парилкой и бассейном — зависть офицеров ПМТО и гордость
всего узла связи. Здесь в прямом смысле можно было отдохнуть и душой и телом

Фотографии из личного архива Владимира Васильевича Ларионова

Командир 922 ПМТО (1998–1999)
полковник Ларионов В.В.

 

 

 

Осень 1989 г. Казарма УС в городке ПМТО

 

1985 г. Личный состав Узла связи

1988 г. Личный состав Узла связи

 

Апрель 1984 г. Первая собака из России была привезена
на полуостров Камрань в августе 1983 г. Была поставлена
на довольствие на УС — щенок трех месяцев, назвали Жюль

25 июля 1999 г. День ВМФ

 

Так все начиналось в 1980 году. При строительстве навесов
для укрытия техники связи использовали любой подручный материал

 

Командующий ТОФ адмирал Захаренко М. Г. заслушивает доклад о положении дел непосредственно на объектах. Сердце гарнизона — Камрань-электростанция (ЦДЭС)

 

 

1999г. Командир 922 ПМТО

 

 

Комиссия ГШ ВМФ под руководством заместителя Главнокомандующего по строительству и расквартированию генерал-лейтенанта В.А.Айнбунда (1999г.) после окончания работы в гарнизоне Кам-Рань. Экскурсия в г.Нячанг

 

 

 

 

1989-1990гг. Узел связи – позывной «Клубочек»

 

 


 

 

 

 



К содержанию